14 декабря 2016 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов состоялась очередная встреча в рамках проекта «Синклит в ВИАМе». На этот раз гостем нашего института стал Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник летной службы «ОКБ Сухого» Сергей Леонидович Богдан.
Он испытал более полусотни различных видов боевых самолетов, среди которых Су-17, Су-25, Су-27, МиГ-23, МиГ-29, Су-30МКК, Су-25ТМ и МиГ-29С. Кроме этого, Сергей Богдан выполнял испытательные посадки Су-25УТГ и Су-33 на авианосец «Адмирал Кузнецов», в том числе во время боевой службы в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, а также Средиземном море. «Посадка на палубу – сложный элемент, который требует от летчика специальных навыков. Происходит она против ветра и на полном ходу авианосца. Скорость при касании примерно 220–240 км/час. И это не считая короткой взлетно-посадочной полосы и погодных условий», – отметил летчик-испытатель.
Как подчеркнул Сергей Богдан, цель его работы – это получение максимального количества замечаний. «Подход у нас такой: к самолету нужно относиться очень критично, поэтому в каждом полете ищем в нем прежде всего недостатки, а не достоинства», – сообщил он.
Рассказал летчик-испытатель и о внештатных ситуациях, в которые ему приходилось попадать: «Высота 12 километров, происходит сильный удар, вибрация такая, что приборов не видно, срабатывает сигнализация «пожар». Между прочим, самолет в воздухе сгорает за 14 секунд. В общем, Бог помог, приземлился. Смотрю на самолет, а там дыры и в двигателе, и в конструкции, а рядом с одной дырой трубопровод с топливом проходит, и если бы он прогорел, то был бы факел, как от взрыва».
В 2003 году Сергей Богдан начал готовиться к испытаниям новейшего российского истребителя пятого поколения ПАК ФА. Первый его прототип он поднял в воздух 29 января 2010 года с заводского аэродрома в Комсомольске-на-Амуре. «Могу сказать, что Т-50 – это лучший истребитель, которым я управлял в жизни. В нем реализованы решения, которые должны обеспечить преимущество над уже существующими аналогами», – подчеркнул летчик-испытатель.
Как рассказал Сергей Богдан, к полету он готовится минимум от полутора до трех часов. При этом летчик-испытатель отметил, что каждое задание отличается от предыдущего. «После качественного выполнения полетов нужно сделать разбор и составить грамотный отчет», – пояснил он.
Гость синклита ответил на многочисленные вопросы, а также поблагодарил сотрудников ВИАМ за внимание и по-настоящему домашнюю атмосферу.
Добавим, что в ходе визита Сергей Богдан посетил музей института, где ему рассказали об уникальных разработках для отечественной авиации.
Для справки
Сергей Леонидович Богдан родился 27 марта 1962 года в Вольске Саратовской области. В 1983 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.П. Чкалова и после этого до 1987 года служил в Ленинградском военном округе в 67-м авиационном полку истребителей-бомбардировщиков, затем три года служил на советской базе в Монголии. В 1990?1991 годах был заместителем командира эскадрильи 43-го отдельного морского штурмового авиационного полка морской авиации Черноморского флота.
В 1991 году обучался в Центре подготовки летчиков-испытателей. С 1993 года в Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны РФ занимал последовательно должности летчика-испытателя, заместителя командира и командира авиационной эскадрильи службы летных испытаний истребительной авиации. Параллельно учился и окончил Московский авиационный институт.
C 2000 года, после ухода в отставку, продолжил карьеру летчика-испытателя на летно-испытательной базе компании «Сухой».
Награды: