Широкофюзеляжный самолет Ил-86
***
Восьмидесятые-девяностые годы
- Разработаны и внедрены в промышленность новые технологические процессы и оборудование в области металлургии тугоплавких сплавов (премия Совета Министров СССР 1981 г.).
- Разработана технология изготовления штамповок из сплава 1960 и внедрена в серийное производство высокоскоростных энергосберегающих газовых центрифуг (премия Совета Министров СССР 1982 г.).
- Созданы алюминиевые высокоресурсные сплавы повышенной чистоты по примесям: Д16ч., 1163, В93п.ч., В95п.ч., составляющие основу планера авиационной техники Ту-154, Ту-204, Ил-76, Ил-86 и др. В 1982 году за заслуги в создании и обеспечении материалами новых образцов техники ВИАМ награжден орденом Октябрьской Революции.
- Разработана технология изготовления титановых поковок и штамповок с использованием рекристаллизационных процессов (премия Совета Министров СССР 1984 г.).
Нагрудный знак лауреата премии Совета Министров СССР
- Разработана технология электрошлакового переплава высокопрочных сталей в промышленных установках (премия Совета Министров СССР 1984 г.).
- Разработаны принципы легирования и создания жаропрочных сплавов с защитными покрытиями (Ленинская премия 1984 г.).
- Разработаны высокожаропрочные сплавы и технологии их получения для дисков ГТД 4-го поколения (Государственная премия СССР 1985 г.).
- Созданы ионно-плазменные установки МАП-1, разработаны и внедрены в серийное производство жаростойкие защитные покрытия для деталей ГТД и других машин (премия Совета Министров СССР 1986 г.).
- Разработаны технологические процессы и оборудование для термической обработки специальных сталей (Государственная премия СССР 1986 г.).
- Разработаны методы предупреждения разрушения сталей, обусловленного наличием водорода (Государственная премия СССР 1986 г.).
- Созданы технологические процессы производства полуфабрикатов из магниевых сплавов для изделий оборонной техники (премия Совета Министров СССР 1986 г.).
- Разработаны технология и оборудование для литья с регламентированной равноосной структурой и методом направленной кристаллизации монокристаллических охлаждаемых лопаток для газотурбинных двигателей 4-го поколения и наземных газотурбинных установок (Государственная премия СССР 1987 г.).
Теплозащита космического корабля «Буран»
- Разработаны кварцевые волокна и термостойкие теплозащитные материалы на их основе (Государственная премия СССР 1987 г.).
- Разработаны комплекс уникальных материалов (волокна, теплозащита, клеи, углеродуглеродные материалы, конструкционные углепластики, лакокрасочные покрытия, реакционноотверждаемые покрытия, фетры), а также технологии сборки и ремонта теплозащиты и средств неразрушающего контроля, обеспечившие создание многоразового космического корабля «Буран».
Космический корабль «Буран»
- Разработана теплозащита на основе стеклопластика для ракетной техники (Государственная премия СССР 1987 г.).
- Разработаны и внедрены в производство высокоэффективные методы сварки магниевых, алюминиевых и титановых сплавов (премия Совета Министров СССР 1988 г.).
- Разработаны высокопрочные арамидные волокна и композиционные материалы на их основе (Государственная премия СССР 1988 г.).
- Разработан новый класс высокопрочных безуглеродистых высокотехнологичных мартенситостареющих сталей, работоспособных в широком диапазоне температур (от -253 до +400°С), используемых для ответственных силовых деталей самолета и РДТТ (Государственная премия СССР 1989 г.).
- Разработаны материалы и технология ремонта рабочих лопаток ГТД (премия Совета Министров СССР 1990 г.).
- Разработана и внедрена комплексная ресурсосберегающая технология производства высоколегированных сталей и жаропрочных сплавов (премия Совета Министров СССР 1991 г.).
- Разработана серия полимерных сред для закалки листов из алюминиевых сплавов (премия РСФСР 1991 г.).
В 1994 году ВИАМ присвоен статус государственного научного центра РФ (постановление Правительства РФ №247 от 29.03.1994 г. ). Этот статус подтвержден постановлениями и распоряжениями Правительства РФ:
- от 04.06.1997 г. №880;
- от 29.01.2000 г. №159-р;
- от 20.02.2002 г. №218-р;
- от 31.12.2004 г. №1769-р.;
- от 17.01.2007 г. №40-р;
- от 28.02.2009 г. №252-р;
- от 15.02.2011 г. №221-р.
- Предложена и реализована концепция создания интеллектуальных и адаптирующихся полимерных композиционных материалов.
- Впервые в мировой практике выполнено крыло обратной стреловидности из адаптирующегося углепластика для самолета «Беркут».
В 1996–1998 гг. из-за резкого сокращения государственного финансирования институт оказался в тяжелом экономическом положении – проходил процедуру банкротства. Объем выполняемых работ был на уровне 15 млн рублей, а общие затраты только на коммунальные платежи составляли 40 млн рублей. Общий долг института приближался к 80 млн рублей. Сотрудникам института более 6 месяцев не выплачивалась заработная плата. Для перевода института на работу в новых условиях был разработан план финансового оздоровления:
- введена одна финансовая подпись;
- проведена реструктуризация института – закрыты все фирмы-посредники, которые работали в ВИАМ;
- сокращен коллектив за счет увольнения сотрудников, которые только числились в институте;
- введены мероприятия по экономии коммунальных платежей, установлен строгий учет расхода электроэнергии и воды;
- созданы участки по производству материалов и осуществлена преимущественная ориентация на внешнюю экономическую деятельность.
Коллектив института поддержал разработанный руководством план. Институт удалось не только сохранить, но и подготовить к работе в условиях рыночной экономики. Результаты не заставили себя ждать. Были заработаны первые деньги: за изготовление 30000 изоляторов для контактных сетей общественного транспорта г. Москвы, а также 5 млн долларов по контракту с Китаем. В кратчайшие сроки все долги были погашены и выплачена задолженность по заработной плате.
- Разработана и внедрена в изделия авиационной и ракетной техники серия конструкционных углепластиков (премия Правительства РФ 1998 г.).
- Разработаны технология и оборудование для высокоградиентного литья монокристаллических лопаток с транспирационным (проникающим) охлаждением и их защиты от высокотемпературной газовой коррозии для газотурбинных двигателей; созданы высокожаропрочные сплавы с повышенным содержанием рения.
- Разработана и поставляется термоэрозионностойкая эмаль для покрытий палуб авианесущих крейсеров, в том числе для крейсера «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов».
- Разработаны высокоэффективные технологические процессы литья новых алюминиевых сплавов для получения интегральных литосварных конструкций (премия Правительства РФ 1999 г.).
- Созданы высокопрочные, жаропрочные, технологичные литейные алюминиевые сплавы (ВАЛ10, ВАЛ12, ВАЛ14, ВАЛ8) и разработаны технологические процессы производства фасонных отливок из них для авиационной промышленности (премия Правительства РФ 1999 г.).
- Разработан новый класс алюминийлитиевых сплавов пониженной плотности для клепаных и сварных конструкций изделий авиационной и ракетно-космической техники (Государственная премия РФ 1999 г.).
***
Двухтысячные годы
- Разработаны высокопрочные пленочные клеи для сотовых и слоистых конструкций для изделий авиационной и космической техники (Государственная премия РФ 2000 г.).
- Создан новый класс жаропрочных экономнолегированных сплавов на базе интерметаллида никеля для ответственных деталей ГТД (премия Правительства РФ 2000 г.).
- Разработана комплексная противокоррозионная защита для обеспечения эксплуатации авиационной техники во всеклиматических условиях сроком до 40 лет (премия Правительства РФ 2001 г.).
Нагрудный знак лауреата Государственной премии РФ
- Разработаны специальные материалы для спортивных самолетов ОКБ «Сухого»: Су-26, Су-29, Су-31, Су-31М (Государственная премия РФ 2002 г.).
- Разработаны высокотемпературные покрытия, работоспособные до 2000°С (премия Правительства РФ 2002 г.). В 2002 году указом Президента РФ коллективу ВИАМ объявлена Благодарность за большой вклад в разработку и создание материалов для авиационно-космической техники. Торжества в честь 70-летия института прошли в Государственном Кремлевском дворце.
- Разработаны и внедрены конструкционные титановые сплавы в изделия авиакосмической и ракетной техники (премия Правительства РФ 2003 г.).
- Создано производство фенолокаучуковых пенопластов ФК-20, ФК-40, широко используемых для теплозащиты в авиакосмической технике, в том числе в истребителях Су-27, МиГ-29, ракетоносителях «Протон» и «Союз».
- Разработано более 100 пожаробезопасных материалов для интерьера всех типов пассажирских самолетов и вертолетов, что исключило случаи возгорания материалов интерьера.
НИЦ "Курчатовский институт" – ВИАМ – единственная организация в России, которая располагает всем комплексом испытательного оборудования по оценке пожаробезопасности материалов.
Институт принял участие в восстановлении скульптурной композиции В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Для оценки поверхности оболочки скульптуры был разработан неразрушающий метод контроля, для очистки поверхностей от продуктов коррозии разработана и произведена антикоррозионная паста. Для изготовления основного силового каркаса скульптуры были предложены: материалы для верхней и вспомогательной частей каркаса, технологии сварки и контроля сварных соединений, изготовления силовых профилей и защиты от коррозии каркаса и мест соединений.
Скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница» после восстановления
- Разработано новое поколение высокожаропрочных деформируемых и литейных свариваемых сплавов (ВЖ171, ВЖ172, ВЖ172Л) для камер сгорания, корпусов, лопаток, дисков и других деталей турбины и компрессора, а также высокожаропрочный дисковый сплав ВЖ175.
- В 2007 году указом Президента РФ коллективу института объявлена Благодарность за большой вклад в создание новых материалов и технологий для авиационной промышленности.
- Разработана технология вакуумной выплавки литейных никелевых жаропрочных сплавов, в том числе с использованием до 100% отходов, обеспечивающая минимальное содержание вредных примесей и суженные интервалы легирования.
- Создано новое поколение безуглеродистых рений-рутенийсодержащих (ВЖМ4, ВЖМ6, ВЖМ7) и интерметаллидных (ВИН3, ВИН4) сплавов для литья монокристаллических лопаток, а также высокотехнологичный сплав ВЖЛ-21 – для литья лопаток и деталей с поликристаллической структурой.
- Введен в эксплуатацию филиал института – Геленджикский центр климатических испытаний им. чл.-кор. АН СССР Георгия Владимировича Акимова.
Филиал ВИАМ – Геленджикский центр климатических испытаний им. Г.В. Акимова
- Создана инновационная технология изотермической штамповки на воздухе в режиме сверхпластичности дисков из супержаропрочных сплавов для газотурбинных двигателей и энергетических установок (премия Правительства РФ 2010 г.).
- Создано единственное в РФ производство мелко- и ультрадисперсных металлических порошков способом атомизации (распыление расплава инертным газом).
- Созданы высокотемпературные гетерогенные системы золь-гель технологии синтеза конструкционных керамических композиционных материалов, устойчивых при длительной эксплуатации до 2000°С, с многоуровневой комплексной системой защиты для перспективных двигательных установок и гиперзвуковых летательных аппаратов (премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 г.).
- Решением Комиссии Минпромторга России от 11 августа 2011 г. по оценке результативности деятельности научных организаций за период 2006–2010 гг. ВИАМ отнесен к первой категории – «Лидер» – среди научных организаций Минпромторга России.
- В ВИАМ выполнен большой объем работ по созданию научно-технического задела в области материалов и технологий для производства двигателей и самолетов пятого поколения, а также пассажирских самолетов «Регионального Российского» (RRJ) и «Ближне-Средне-Магистрального» (БСМС).
За большой вклад в разработку и создание материалов для авиационно-космической, атомной и других видов специальной техникам сотрудникам института присуждены высокие звания лауреатов государственных премий, в том числе:
- Государственная премия СССР – 55;
- премия Совета Министров СССР – 47;
- премия ЦК ВЛКСМ и Ленинского комсомола – 16;
- Государственная премия РСФСР – 2;
- Государственная премия Украинской ССР – 4;
- Государственная премия Казахской ССР – 2;
- Государственная премия РФ – 13;
- премия Правительства РФ – 51;
- премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых – 2.
РУКОВОДИТЕЛИ ВИАМ
- 1932–1933 гг. начальник – П.А. Бахматов;
- 1933–1938 гг. начальник – В.М. Десятников; заместитель начальника, научный руководитель, д.т.н., профессор И.И. Сидорин;
- 1938–1951, 1955–1976 гг. начальник – чл.-кор. АН СССР, д.т.н., профессор, генерал-майор инженерно-авиационной службы А.Т. Туманов;
- 1951–1955 гг. начальник – Н.Д. Бобовников;
- 1976–1996 гг. начальник, Генеральный директор (1989 г.) – чл.-кор. РАН, д.т.н., профессор Р.Е. Шалин;
- 1996 –2022 гг. генеральный директор – академик РАН, д.т.н., профессор Е.Н. Каблов.
- с 2023 г. по настоящее время генеральный директор С.В. Яковлев.