Inconel 738 – сплав семейства аустенитных никель-хромовых жаропрочных сплавов, обладающих высоким сопротивлением окислению и сульфидной коррозии. Благодаря удачному сочетанию показателей длительной прочности и сопротивлению коррозии сплав нашел широкое применение в двигателестроении. Ввиду того, что наименование Inconel является зарегистрированным торговым знаком компании Special Metals Corporation, имеющиеся аналоги сплава выпускаются под различными названиями – Alloy 738, Alloy 738LC.
Сплав ВЖЛ738 – коррозионностойкий жаропрочный никелевый сплав, предназначенный для литья лопаток газотурбинных установок и ГТД морской авиации. В условиях ФГУП ВИАМ отработана технология выплавки сплава, технология отливки заготовок, в том числе и смонокристаллической структурой, технология их термической обработки. Отработаны режимы проведения горячего изостатического прессования (ГИП) для получения высокоплотных изделий сложной формы. Литые прутковые заготовки жаропрочного коррозионностойкого сплава ВЖЛ738 и ВЖЛ738М поставляются по ТУ 1-595-3-1660-2017 и ТУ 1-595-3-1661-2017. Разработанные сплавы - ВЖЛ738 и ВЖЛ738М - версия для монокристального литья, не уступают по свойствам сплаву Inconel 738LC.
Марка сплава | σв, МПа | δ, % | σ100900, МПа | σ1000900 МПа | σ100 980 МПа | σ1000 980 МПа |
IN 738C | - | - | - | - | 130 | 90 |
IN 738LC | 1035 | 7 | 295 | 215 | 140 | 90 |
ВЖЛ738 | 850/580 | 4/7 | 235 | - | - | - |
ВЖЛ738М [001] | 1100/650 | 10/20 | 305 | 275 | 160 | - |
Примечание: свойства сплава ВЖЛ738М приведены для температуры испытания 870°С и 1000 ч, временное сопротивление и удлинение ВЖЛ738 и ВЖЛ738М даны при температурах 20 C и 900 С. |
Cr | Co | Ti | Al | W | Ta | Mo | Nb | C | B | Zr |
15,0-16,6 | 8,0-9,0 | 3,1-3,8 | 3,1-3,8 | 2,3-3,0 | 1,5-2,0 | 1,5-2,0 | 0,6-1,1 | 0,08-0,14 | 0,015 | 0,1 |
Примечание: примесные элементы не указаны |
Возможно применение сплава и в форме порошка для аддитивного производства. Технология селективного лазерного плавления SLM сейчас получила интенсивное развитие и жаропрочные коррозионностойкие сплавы имеют здесь достаточный потенциал применения. Исследования показывают, что, не смотря на то, что сплав данной системы легирования, ввиду присущих ему теплофизических свойств, подвержен образованию трещин в процессе синтеза, современные установки синтеза и некоторые технологические приемы позволяют избежать появления подобных дефектов и формировать детали сложной формы.
Источники информации
1. Аспекты развития литейных никелевых и интерметаллидных сплавов. Технология изготовления деталей ГТД. Бакрадзе М.М., Аргинбаева Э.Г., Петрушин Н.В., Овсепян С.В. Новости материаловедения. Наука и техника. 2017. № 5-6 (28). С. 3-13.
Материал подготовил Евгений Шеин
12.02.2018