Интервью с начальником сектора «Системы лакокрасочных покрытий для защиты от атмосферного воздействия и биоповреждения неметаллических материалов» лаборатории «Лакокрасочные материалы и покрытия», кандидатом технических наук Юлией Исламовной Меркуловой.
В этом году Юлия Меркулова отмечает своеобразный юбилей – 10 лет работы в ВИАМ. За это время она не только прошла пусть от инженера до начальника сектора, но и стала обладателем стипендии Президента РФ за значительный вклад в создание прорывных технологий в области оборонно-промышленного комплекса.
- Юлия Исламовна, расскажите, пожалуйста, как в довольно молодом возрасте вам удалось возглавить научный сектор в ВИАМ?
- Я пришла в ВИАМ в 2009 году, только что окончив четвертый курс МИТХТ им. М.В. Ломоносова, по рекомендации руководителя моего диплома – Юлии Ширякиной. Мне, едва успевшей защитить бакалаврскую работу, повезло сразу попасть в реальную научную атмосферу ВИАМ: тогда как раз понадобился молодой специалист в сектор термореактивных связующих – и я была в качестве кандидата. До сих пор помню первое и потому волнительное собеседование с начальником сектора – тогда им был Рамиль Мухаметов. Он стал моим наставником, научным руководителем магистерской работы, а в дальнейшем и кандидатской диссертации! Все прошло успешно, меня взяли на полставки, так как мне еще предстояло два года магистратуры. Окончив вуз, я полностью погрузилась в профессиональный научный ритм, получив должность инженера 2-ой категории.
В секторе Рамиля Мухаметова я отработала порядка 7 лет. Эти годы для меня стали богатыми не только в плане профессионального роста. Меня многому научили коллеги – сотрудники лаборатории «Полимерные связующие, клеи и специальные жидкости» (Мухаметов Р.Р., Петрова А.П., Ахмадиева К.Р., Долгова Е.В., Застрогина О.Б, Железняк В.Г., Хисмятуллина З.Х.), в кругу которых я тогда оказалась, за что всегда буду им очень благодарна. Одна из запомнившихся интересных работ того периода, за которую (наряду с коллективом коллег из ВИАМ) я была отмечена государственной премией: производство связующего для полимерных композиционных материалов, применяемых в двигателе ПС-90А.
Не без поддержки коллег, прекрасной дружеской атмосферы в нашем подразделении, я поступила и успешно закончила аспирантуру. После защиты кандидатской диссертации (по теме полимерных связующих, которыми я тогда занималась) мне поступило предложение возглавить научный сектор в лаборатории «Лакокрасочные материалы и покрытия».
Так как я никогда не сижу на месте, испытываю потребность в движении вперед и расширении области своих знаний, я согласилась возглавить сектор.
- Что для вас значит «быть руководителем»?
- Безусловно – нести большую ответственность за свою работу и работу своих подчиненных. Не просто, условно говоря, давать задания и сидеть в ожидании их исполнения, а контролировать процесс, уметь принимать быстрые решения и отвечать за них.
Приходится учиться находить общий язык с коллегами. Иногда надо быть строгой, иногда – доброй, где-то заменить учителя.
Стоит отметить, что в нашей области остро стоит проблема кадров: талантливых молодых ребят достаточно, но система образования их не готовит в полной мере для работы в современном НИИ. Очень важно, что в ВИАМ работает «вторая ступень» обучения, где наши молодые сотрудники получают конкретные прикладные и теоретические знания без отрыва от научной и производственной деятельности. Я также принимаю участие в этом – читаю лекции по программе ДПО для сотрудников предприятий авиационной отрасли.
Не скрою, руководить не просто, учитывая, что начальник я довольно молодой. И сейчас, несмотря на то, что прошло уже два года с того момента, как я возглавила сектор, я продолжаю учиться руководить.
- Посещаете специальные курсы?
- И курсы в том числе. Полгода назад отдел кадров ВИАМ организовал для нас программу по повышению управленческих навыков. Также я много читаю сопутствующей моим нынешним интересам и целям литературы – и по психологии, и по мастерству управления, изучаю приемы успешного взаимодействия с коллективом.
- Могли бы вы поделиться каким-нибудь интересным приемом?
- Например, скрытая агрессия со стороны сотрудника – тот случай, о котором говорят: где сядешь, там и слезешь. Если подчиненный в ответ на просьбу под всеми предлогами (занят, занимаюсь другим и т.д.) отказывается выполнять поручение, то следует аккуратно объяснить приоритетность выполнения поставленных задач, обозначив точную дату и время сдачи результатов требуемой работы. Такие приемы помогают избежать конфликтов и наладить общий язык.
- Коллектив сектора ценит ваш столь трепетный подход?
- У нас дружный, но при этом разносторонний коллектив. Многих молодых сотрудников (сектор нуждался в кадрах) я лично приглашала на работу – это выходцы из совершенно разных научных школ, что вносит в наш коллектив нотки постоянного творческого поиска. Есть опытные сотрудники – наше старшее поколение, которому я очень благодарна: они направляют и обучают. Мы все без исключения – и подчиненные, и начальники – находимся в непрерывном процессе обучения и притирки. Такова особенность научной среды – обучаться и делиться знаниями крайне необходимо.
- Легко ли было сменить научное направление, возглавив при этом сектор?
- Легко не было. Работы было много, особенно в свете курса на импортозамещение. Приходилось не только «вгрызаться» в специализацию и выполнять научно-исследовательские работы, но и одновременно ставить на производство и изготавливать лакокрасочные материалы для нужд авиационной отрасли.
При выполнении работ в рамках импортозамещения обязательным требованием является использование компонентов, произведенных на территории РФ. Разработчиков отечественного сырья для наших задач, тех, кто делает качественные пленкообразующие, пигменты, наполнители и т.д., найти весьма проблематично, особенно учитывая, что малотоннажная химия пока слабо развита в России, а производителю сырьевых компонентов невыгодно браться за частный маленький заказ.
Другая насущная проблема (и она по-прежнему остро нам досаждает) – контрафактная продукция. «Дельцы» ухитряются продавать под маркой ВИАМ совершенно некондиционную продукцию, о которой мы узнаем уже по факту ее неудачного использования – из претензий в наш адрес со стороны обманутых мошенниками предприятий. Наш кропотливый подход к заказам (только выходной контроль проверяется по 12-ти показателям!), к сожалению, не всегда вписывается в сроки, которые ставят перед своими снабженцами некоторые организации. Вот они и ищут – где побыстрее, а иногда и дешевле купить, играя на руку ловкачам. Да, мы делаем дольше, но за качество своих материалов ВИАМ отвечает полностью и нам за него нестыдно. Стоит отметить, что руководство института держит этот вопрос на постоянном контроле и помогает нам в решении проблем – с постоянными крупными потребителями нашей продукции мы составляем графики поставок продукции, с партнерами среди малых предприятий заключаем лицензионные договора на право производства и реализации материалов под нашим контролем. В этом году было заключено первое дилерское соглашение по реализации функциональных материалов, произведенных ВИАМ.
При всех тех трудностях, которые я прошла со своим сектором, работать мне было интересно, и этот интерес только возрастает. Я закончила кафедру высокомолекулярных соединений МИТХТ, где преподавали, без преувеличения, столпы в своей области (д.х.н., проф. Грицкова И.А., д.х.н. проф. Прокопов Н.И.). А лаки и краски – это, в общем-то, частный случай полимерной химии, поэтому я с азартом и интересом этой темой занимаюсь.
- А чем так интересны лаки и краски?
- Уже сам процесс производства весьма захватывающий. Возьмем, например, процесс пигментирования эмалей. Пигмент – это порошок. Если его просто смешать с пленкообразующим компонентом, получится неприглядного вида субстанция с крупинками. Поэтому, чтобы создать эмаль с требуемыми декоративными, технологическими и эксплуатационными свойствами, пигмент в пленкообразующем необходимо «перетереть» на специальном оборудовании – так называемой бисерной мельнице (у нас в лаборатории их несколько видов). Необходимо выбрать оптимальную мельницу, подобрать диаметр бисера – мелющих тел и режимы диспергирования для получения качественного полуфабриката эмали. Пигменты и наполнители перетираются до определенного состояния, и изготовленный полуфабрикат в дальнейшем гарантирует получение покрытия с требуемыми свойствами.
Сам процесс разработки и исследования составов лакокрасочных материалов весьма любопытен. Мы начинаем НИР с выбора исходных компонентов, изготовления опытных образцов и отработки режимов нанесения ЛКМ, а заканчиваем комплексным воздействием на слой покрытия, толщина которого всего несколько десятков микрон, различными эксплуатационными факторами – температурой, влагой, УФ-излучением, микроорганизмами и пр. Увлекательно наблюдать, как меняются декоративные свойства, физико-механические характеристики покрытия. Все делается для того, чтобы определить эксплуатационные характеристики и дать рекомендации КБ по областям применения разрабатываемых нами покрытий.
- Административная должность, наверное, далеко увела вас от подобной лабораторной красоты?
- Несмотря ни на что, я регулярно работаю в лаборатории вместе с моими подчиненными. Сейчас мы разрабатываем новый тип пленкообразующего для применения в лакокрасочных материалах, предназначенных для внешней окраски изделий авиационной техники, и признаюсь – я внутри процесса. С радостью принимаю участие во всех технических процессах, связанных с работой нашего сектора. Прихожу в лабораторию для своего рода отдыха после работы с документами: могу встать под тягу или пойти покрасить в «малярку». Могу и полы в лаборатории помыть (смеется).
- Лакокрасочная лаборатория – вредное производство...
- Средствами защиты мы полностью обеспечены – в большей степени это касается моих сотрудников, поскольку я все-таки преимущественно занимаюсь административной работой. Если я, заглянув к подчиненным, вижу, что кто-то в расстегнутом халате или без перчаток, всегда обращаю внимание на важность защиты собственного здоровья, а также одежды – потому что капля нашей краски, упавшая на те же брюки, сразу превращает их в предмет «невыходного» гардероба: вещь будет безнадежно испорчена.
- Могли бы подробнее рассказать, что за краски такие вы разрабатываете?
- Наш сектор занимается разработкой систем лакокрасочных покрытий для защиты от атмосферного воздействия, старения и биоповреждения неметаллических материалов, а также проблемами внешней окраски изделий авиационной техники. Многие отечественные самолеты окрашены продукцией ВИАМ. Поэтому мы имеем счастье наблюдать результат своей работы. На полках и под сукном ничего не задерживается. Наши лакокрасочные материалы применяются не только на изделиях авиационной техники, но также на множестве изделий специального назначения.
- В чем специфика покрытия летательных аппаратов?
- Лакокрасочные материалы, которые мы разрабатываем, наносятся на изделия, которые эксплуатируются в различных климатических условиях, при больших перегрузках и на больших скоростях. Поскольку факторов воздействия на такое покрытие очень много, то и требования к нему жесткие: покрытия должны быть и атмосферостойкие, и одновременно защищать от коррозии, иметь высокое сцепление с окрашиваемой поверхностью, особенно после воздействия внешних факторов.
Самолет красят системами покрытий, включающими различные шпатлевки, грунтовки, лаки, эмали. В некоторых случаях бывает только одной эмали 6–8 слоев! При этом все компоненты покрытия должны сочетаться по своим свойствам друг с другом.
- Многослойное покрытие не усугубляет проблему веса машины?
- Это очень важный вопрос. Покрытие, несомненно, дает некий привес. И разработчики покрытия, точно так же, как и конструкторы, создатели металлических сплавов и иных авиаматериалов – стремятся минимизировать этот привес. Поэтому ведутся разработки универсальных мультизадачных покрытий, например, совмещающих в себе и грунт, и эмаль. Пока это наша цель на ближайшую перспективу, предполагающая долгие годы исследований. Мы будем двигаться в сторону smart-покрытий, совмещающих в себе сразу несколько свойств. В числе наших задач и самозалечивающиеся покрытия, и прочие уникальные материалы.
- Как долго держится авиационное покрытие?
- У каждого покрытия свои нормативы и требования. В первую очередь, покрытие должно быть ремонтопригодным. Смысл в том, чтобы не просто нанести покрытие «намертво», а в том, чтобы в рабочих условиях при обнаружении дефекта его можно было бы относительно легко восстановить с помощью малярных инструментов.
А в общем, должны летать не менее трех лет: до капитального ремонта.
- Надо полагать, декоративная составляющая не на последнем месте?
- Конечно, покрытие несет и декоративно-эстетическую нагрузку. Требование к цвету – один из основных параметров. И гамму, кстати, определяем не мы, а конструкторы того или иного летательного аппарата. Есть профессиональный каталог цветов RAL: веер, который содержит более 200 различных цветов и оттенков. Даже «белый» там далеко не один.
И предприятия, безусловно, ориентируясь на этот веер, запрашивают у нас определенный цвет – они все пронумерованы. Я, например, знаю, что номер 9016, не белый, а белый чуть с желтинкой. Поэтому при изготовлении лакокрасочных материалов для выдержки определенного стандарта для заказчика мы проводим определение цвета на современном колористическом оборудовании.
- Цвет зависит от задач авиации?
- Зависит. Если брать гражданскую авиацию, то именно на этих самолетах может разгуляться фантазия «декоратора».
- Наверное, в быту вам весьма пригодились подробные знания о колористике?
- Мой кругозор в сфере применения и сочетания свойств покрытий, а не только колористики, существенно расширился. Ведь пришлось разобраться и запомнить сотни номенклатурных особенностей различных видов покрытий, которые разработаны в ВИАМ.
Но и с точки зрения интерьерного оформления уже чувствую себя увереннее. Вообще, я очень благодарна ВИАМ за то, что мне ни разу не стало здесь скучно.
И моя благодарность относится не только к профессиональной сфере, но и к жизни внутри нашего института, в которых с подачи руководства ВИАМ мы, сотрудники, принимаем участие. Так, в июне мы готовились к 87-летию ВИАМ. Творческая группа от каждого НИО и управления выступает на сцене. В этот раз дошла очередь и до меня, и хотя на сцену я не выходила, но очень старалась помочь в организации мероприятия, а потом, на концерте, громко подпевала коллегам. Такие события, на мой взгляд, сближают коллектив, раскрывают нас с неожиданной стороны, являются стимулом к новому общению.
В этом году исполняется 10 лет, как я работаю в ВИАМ, и пользуясь такой возможностью, хочу поблагодарить моих родителей за то, что дали мне возможность учиться в Москве. Не побоялись отпустить меня из родного маленького Альметьевска.
- Во внерабочем пространстве вы ведете такую же активную жизнь?
- Отдыхать как раз я предпочитаю спокойно. Люблю тихую охоту – грибы, просто пройти по лесу, зарядиться его величием, поговорить с ним… Когда у меня появляется свободная минута, я люблю что-то приготовить: всевозможные салаты, выпечка. Все мои друзья отмечают, что мне и это удается.
- Пирожками «Маэстро», как в известном фильме, коллег частенько угощаете?
- Пирожки не ношу, но, бывает, коллег подкармливаю.