Интервью с ведущим научным сотрудником Лаборатории «Металлопорошковые композиции и аддитивные технологии синтеза деталей и элементов конструкций», кандидатом технических наук Дмитрием Игоревичем Суховым.
- Дмитрий Игоревич, буквально 10 лет назад об аддитивных технологиях в нашей стране мало кто знал. Почему Вы выбрали именно это направление?
- Со студенческих времен – своей первой практики – я работаю с разными порошками и над различными методами их получения, обработки и создания из них всевозможных изделий. Именно с порошковой металлургии (получение порошков плазменной плавкой и центробежным распылением) я начинал свое знакомство с отраслью. Меня всегда привлекала именно прикладная наука, ведь реализация и внедрение разработок в промышленность является неотъемлемой частью порошковой металлургии.
В ходе моей диссертации было сделано колесо IX ступени КВД авиадвигателя ПС90А. Это была первая деталь, изготовленная из титанового сплава с помощью порошковой металлургии, которая прошла полный цикл ресурсных испытаний в составе наземной газотурбинной установки ГТУ-25П. Кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию изготовления гранул титановых сплавов методом порошковой металлургии, а также структуры и свойств материала, полученного из этих гранул, я защитил в 2013 году, будучи сотрудником Всероссийского института легких сплавов.
Уже тогда, узнав об аддитивных технологиях, хотя они еще были не так обширно представлены в России, я видел перспективу и мечтал попасть в ВИАМ. Я утверждался в этой мысли, поддерживая дружеское и научное общение с сокурсниками, уже работавшими здесь. Побывал на первой конференции, посвященной аддитивным технологиям, которая состоялась в ВИАМе. Меня очень заинтересовала эта тема, так как аддитивные технологии – вершина развития этого направления, ключевое направление промышленности, сочетающее в себе множество прогрессивных достижений науки, в частности, применение цифровых технологий. Так я попал в ВИАМ.
- ВИАМ оправдал ваши ожидания?
- Работа технолога и исследователя (главное, грамотно их сочетать), всегда привлекали меня. Я не разочаровался: действительно, наш институт оказался площадкой, где научно можно развернуться и где работают очень увлеченные нацеленные люди, коллектив энтузиастов. С некоторыми из них мы целых 6 лет проучились в вузе, как, например, с Анатолием Яковлевым, начальником лаборатории титановых сплавов. А те, с кем мне только предстояло познакомиться, приняли меня тепло. Поэтому мой переход сюда можно назвать комфортным.
После полугода работы в ВИАМе меня взяли в проект, изначально направленный на создание материалов для аддитивного производства – коррозионностойкой стали и жаропрочного сплава на основе кобальта. Это были первые материалы в России, созданные для аддитивных технологий и учитывающие еще на стадии появления все их особенности. Для этого проекта при поддержке Фонда перспективных исследований была создана отдельная лаборатория на базе ВИАМ, в рамках которой мы с коллегами и сегодня исследуем и развиваем аддитивные технологии.
Аддитивные технологии по всему миру в основном используют сплавы, которые уже известны и задействованы в других областях. Те же литейные, деформируемые сплавы. Поэтому одна из перспектив развития аддитивных технологий – это появление новых сплавов именно под эту молодую технологию, на что и направлен наш проект. Более того, по мере развития, у него появились новые задачи. Так, важной целью проекта стало создание малоразмерных газотурбинных двигателей.
Несомненным успехом нашего проекта было создание двигателя десятикилограммовой тяги - самого маленького в линейке двигателей для беспилотной авиации. Совсем недавно он прошел стендовые и ресурсные испытания у нас в институте. Сейчас на очереди двигатели в классе тяг 20 и 125 кгс. Это уже задача мирового масштаба, так как разработка и внедрение аддитивных технологий в промышленность сопряжена с рядом вызовов, на которые необходимо ответить.
Двигатель в классе тяг 125 кгс должен пройти стендовые, ресурсные и летные испытания с деталями, изготовленными по аддитивным технологиям. Когда они пройдут, тогда уже можно будет говорить, что это достижение мирового уровня.
Но у любого достижения должно быть хорошее внедрение. Пока мы находимся в стадии научно-исследовательской работы (НИР), которая представляет собой разработку технологии. Следующая стадия – опытно-конструкторская.
- Многому ли пришлось учиться в рамках этого новаторского проекта?
- Люди, которые работают в науке, находятся в постоянном процессе обучения, узнавания нового. Мотивация может различаться: интересное какое-то открытие, внедрение в производство, разработка технологий. Я каждый день вижу этих людей, энтузиастов своего дела, заслуживающих всевозможных премий, скрупулезно и с самоотдачей просто выполняющих свою работу, ведущих научный поиск. Это, например, начальник нашей лаборатории Павел Мазалов, который и привнес идею создания малоразмерных газотурбинных двигателей. До этого проекта я и не предполагал, каково положение дел в этой сфере.
Проект, который я уже упомянул, – не единственное направление, которое находится в сфере моих интересов и компетенций. Например, сейчас идёт работа по установке электронно-лучевого сплавления. Там используется технология, существенно отличающаяся от аддитивной технологии. И здесь приходится очень серьезно разбираться, углубляться – искать информацию в научных источниках. Это совершенно другой сплав, которым мы занимаемся - интерметаллидный. Если по титановым сплавам можно контактировать с коллегами, читать их отчеты и получать их личные консультации, то по электронному лучу специалистов просто нет в России. Мой коллега Игорь Богачёв, пожалуй, единственный, кто пока больше нас всех разобрался в тонкостях электронно-лучевого сплавления.
- А вас - какие идеи на перспективу занимают?
- Например, модификация кобальтовых сплавов. Сплавы на основе кобальта, долгие годы были в забвении, уступив свое место никелю. Я бы хотел создать такой новый материал на основе кобальта, который позволит полностью раскрыть преимущества аддитивных технологии и в дальнейшем реализовать их в изделиях нового поколения двигателей.
- Почему именно кобальт?
- С развитием аддитивных технологий у кобальтовых сплавов появился второй виток развития. Многие распространенные никелевые сплавы, которые вытеснили в своё время кобальт, являются несвариваемыми, их изготовление методами аддитивных технологий сопряжено с рядом трудностей. Эту нишу и занимают сегодня кобальтовые сплавы. Первопроходцем была компания General Electric, которая внедрила форсунки из кобальтовых сплавов несколько лет назад. Тогда в научно-производственных кругах тоже звучал вопрос – «почему кобальт?». Преимущества кобальтовых сплавов в их технологичности.
Вообще сегодня есть уникальная возможность реализовать какие-то идеи, которые во всем мире находятся в исследовательском состоянии.
- Как вы считаете, что определяет успех научной команды?
- Возможно, это прозвучит неожиданно, но, считаю, что организатор – одна из ключевых фигур в науке. Важнейшая роль отводится налаживанию самого научного процесса.
- Ведущий научный сотрудник – это организатор или исполнитель?
- Моя должность считается управленческой. Иногда мне приходится координировать сотрудников в целом, но и самостоятельно работа тоже присутствует. Это некий сплав самостоятельной работы с коллективом по постановке каких-то задач, совместных научных исследований.
Я считаю, что без взаимодействий с коллективом, с другими лабораториями, с коллегами - ощутимых результатов добиться нереально. Любая научная работа, исследование подразумевает коллектив авторов: кто-то из них может выступать в роли идеологов статей или изысканий. Ну а главное, что приводит коллектив к успеху – это умелое распределение ролей, усилий, планов. Роль организатора в науке – велика, это очень большой труд, достойный восхищения.
- Вам приходилось выступать в роли организатора?
- Бывает, что нужно организовать коллектив, а иногда - одного человека. Такой была моя первая наставническая работа в качестве научного руководителя Сергея Белякова - студента-бакалавра, который работает инженером в нашем коллективе. Естественно, он проводил свою магистерскую работу на базе ВИАМ. Научным руководителем назначили меня. Сначала мы проработали проект, обсудили его идеи, подкорректировали их. Учитывая большую мотивацию подопечного, моя задача заключалась в том, чтобы помочь реализовать его замыслы. Мы написали несколько статей по теме его работы, после чего он успешно защитил её, и даже был отмечен Генеральным директором ВИАМ Евгением Николаевичем Кабловым как один из лучших магистров выпуска. Этот факт мне, как наставнику и организатору, был особо приятен.
А начиналось когда-то всё с того, что, в свою очередь, старшие коллеги организовали меня, говорили - как делать и что делать, давали советы. Так и происходит по классической схеме «смена руля»: и уже ты говоришь людям - куда и как надо двигаться. Но в любом случае в наших сердцах, памяти, делах навсегда остаются усилия наших учителей, роль которых сложно переоценить, тех сотрудников, которые являются светилами не только в ВИАМе, но и вообще в науке. У этих людей всегда есть чему учиться, любое взаимодействие с ними дает очень богатый ценный опыт. Одним из таких людей является мой научный руководитель, Генрих Саркисович Гарибов.
В ВИАМе мне удалось уже поработать с выдающимися учеными - Ольгой Анатольевной Базылевой и Николаем Васильевичем Петрушиным. С Николаем Васильевичем мне посчастливилось целый год трудиться над жаропрочным сплавом ВЖЛ21. Началось всё с идеи попробовать его в синтезированном варианте для деталей малоразмерного газотурбинного двигателя. Поскольку этот сплав создан Николаем Васильевичем, я обратился к нему за советом, и далее мы провели очень интересную совместную работу. Я узнал много нового для себя и еще раз утвердился в следующей мысли: чем больше люди знают, тем охотнее они делятся с коллегами, работа с ними обогащает. Я готов бесконечно перенимать опыт старшего научного поколения ВИАМ, которое добилось очень многого: эти люди создали линейки сплавов, разработали технологии, подняли промышленность страны.
- Вы создаете впечатление человека просто поглощенного наукой, а как же отдых?
- Отдых – это тоже, своего рода, вопрос правильно организованного времени. На досуге я люблю почитать книги, в основном современную литературу - XX век и позже. Я театрал: не упускаю возможность сходить на спектакль. Предпочитаю социальные комедии и драмы, современные переработки классических пьес. В общем – без дела не сижу. Ведь, как говорил мой научный руководитель, отдых - это всего лишь смена деятельности. Главное её правильно организовать.