1 ноября 2016 года в рамках проекта «Синклит в ВИАМе» состоялась презентация книги сотрудника ВИАМ Андрея Ростиславовича Нарского «Кирха святого Михаила как памятник культуры и истории техники. События 1918–1932 гг. по материалам первоисточников».
Открыл мероприятие начальник управления «Интеллектуальная собственность» Дмитрий Евгеньевич Каблов. «Андрей буквально одержим своим делом, и это внушает огромное уважение. И самое главное, что в результате его изысканий рождаются такие прекрасные книги», – отметил Дмитрий Каблов.
По его словам, это издание для людей, интересующихся историей Москвы и ВИАМ, в котором читатель найдет интересные и эксклюзивные факты.
Андрей Нарский, работая над своей первой книгой о развитии отечественного авиационного материаловедения, обнаружил в одном из документов информацию о старинной евангелическо-лютеранской церкви святого Михаила. Кирха находилась на Вознесенской улице (ныне – улице Радио) в бывшей Немецкой слободе.
«Меня очень заинтересовал этот вопрос – ведь фактически церковь располагалась на территории Центрального аэрогидродинамического института. Ныне это территория ВИАМ», – рассказал Андрей Нарский.
Как подчеркнул автор, книга основана на исторических документах, найденных в архивных, музейных и библиотечных фондах. Документы, представленные в издании, это многочисленные фотографии и копии наиболее значимых архивных материалов. Большая часть из них опубликована впервые.
В ходе исследования было обнаружено много интересных исторических фактов. В частности, подтверждается факт захоронения в церкви одного из сподвижников Петра I – графа, генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса и его супруги Марфы Цеевой. По словам Андрея Нарского, до нашего времени сохранились кафтан, камзол, кюлоты и сапог Я.В. Брюса, которые сейчас хранятся в Отделе тканей и костюма Государственного исторического музея.
По данным автора, в церкви, которая была закрыта для прихожан в 1928 году, располагалась лаборатория Винтомоторного отдела ЦАГИ (затем лаборатория ЦИАМ), занимавшаяся вопросами испытания авиадвигателей. Один из создателей первой советской ракеты на жидком топливе Фридрих Артурович Цандер в 1930–1932 гг. проводил здесь многочисленные «холодные» и «огневые» опыты с двигателями. В частности, речь идет об испытаниях созданного им ОР-1 – реактивного двигателя на сжатом воздухе с бензином.
Отвечая на многочисленные вопросы из зала, Андрей Нарский подчеркнул, что книгу написать его побудило «желание сохранить память об этом замечательном памятнике культуры и истории техники».
Стоит отметить, что результаты исследования заинтересовали специалистов Музейного объединения «Музей Москвы», использующих теперь наработки Андрея Нарского в своей научно-исследовательской и просветительской работе.
Справочно
Андрей Нарский работает в ВИАМ с 2002 года. Автор 85 научных публикаций, в том числе соавтор пяти патентов Российской Федерации. Лауреат Всероссийского конкурса «Инженер года-2006» по версии «Инженерное искусство молодых». Награжден золотой медалью и дипломом жюри конкурса. Награжден памятной медалью академика С.Т. Кишкина.
В 2014 году вышла монография, посвященная развитию отечественного авиационного материаловедения в начальный период (до 1932 г.). Этой тематике было посвящено первое заседание творческого проекта «Синклит в ВИАМе», состоявшееся 5 декабря 2014 года.