Специалисты ВИАМ сыграли ключевую роль в налаживании производства бронекорпусов на Подольском заводе. В те годы завод возглавлял Виктор Иванович Засульский, который позже долгое время работал главным инженером ВИАМ. Благодаря их усилиям за годы войны удалось зацементовать около 100 000 бронеспинок, которые после закалки приобретали необходимую стойкость к бронебойным пулям Б-32.
Этот прорыв в защите самолетов получил высокую оценку. Сам Иосиф Виссарионович Сталин назвал эту технологию «активной броней». И неспроста: при значительно меньшем весе по сравнению с традиционной гомогенной броней, она обеспечивала надежную защиту экипажа в зонах, где огонь противника был особенно плотным. Самолет Ил-2, оснащенный такой броней, стал настоящим «летающим танком», практически неуязвимым для ружейного и пулеметного огня. Немцы прозвали его «Черной смертью», а советские историки позже назвали «легендарным самолетом».
Летчики-штурмовики высоко ценили Ил-2 за его надежность и живучесть. Генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин, командовавший 5-м штурмовым корпусом, в своей книге «Летчики и космонавты» писал:
«Особо надо сказать о броне «летающего танка». Ил-2…имел надежную броневую защиту, о которой летчики-штурмовики отзывались с благодарностью. Надежные стальные листы прикрывали наиболее жизненно важные узлы машины: двигатель, баки с горючим и маслом, систему охлаждения и, самое главное, летчика и воздушного стрелка. Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе: продырявлен фюзеляж, в клочья пробиты крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садился на своем аэродроме. Как смертельно раненого солдата осматривал его инженер и докладывал, что насчитал около 500 пробоин – осколочных и пулевых. Сразу представлялась такая картина: били с земли по штурмовику «Эрликоны», поливали его огнем вражеские истребители, а он, клюя носом, упрямо выравнивался и, отработав цель, возвращался домой, взлохмаченный, изодранный, дымящийся, но все-таки живой. Выручала броня».
Создатели этой уникальной брони – Сергей Тимофеевич Кишкин и Николай Митрофанович Скляров – в 1942 году были удостоены Сталинской премии. Их работа стала настоящим прорывом, но на этом исследования не остановились. В условиях войны ученые продолжали искать новые решения, ведь авиация переходила от пулеметов к пушечному вооружению, и броня должна была выдерживать уже не пули, а снаряды.
Одним из таких решений стала противоснарядная экранированная система, которую установили на модифицированном Ил-10 – самолете, разработанном во время войны и поступившем на вооружение в 1944 году. Эта броня надежно защищала стрелка-радиста из заднего сектора от снарядов калибра 20 мм, выпущенных из немецкой пушки «Эрликон».
Таким образом, благодаря усилиям ученых, инженеров и рабочих, советская авиация получила не только мощное оружие, но и надежную защиту, которая спасала жизни летчиков и помогала приближать Победу. В следующих статьях мы продолжим рассказывать о жизни института в годы войны, о людях, изменивших мир и о том, как наследие военных лет повлияло на дальнейшие достижения НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ, авиацию, науку в СССР и современной России.
Управление «Корпоративные коммуникации»