Наиболее сложной и технически трудной задачей стала отливка комплекта крупногабаритных деталей лафета и магазинного устройства для мощной авиационной пушки конструкции Глушко. Ученый Владимир Александрович Ливанов внес значительный вклад в освоение и внедрение в промышленность нового метода полунепрерывной отливки круглых и плоских слитков. За эту прогрессивную технологию изготовления слитков он был удостоен Сталинской премии в 1946 году.
Для решения задач по производству штамповок коленчатых валов Алексей Тихонович Туманов направил на Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) группу ученых во главе с начальником лаборатории обработки металлов давлением Николаем Ивановичем Корнеевым. Вскоре производство этих штамповок было налажено на вертикальном гидравлическом прессе с усилием 10 000 тонн-сил (10 МН). Одновременно специалисты ВИАМ помогли металлургам организовать прокат заготовок для коленчатых валов на блюмингах, что позволило заменить трудоемкие методы изготовления поковок на молотах. Использование гидравлического пресса для производства коленчатых валов вместо традиционной ковки стало инновационным решением, положившим начало более эффективному использованию прессового оборудования. В 1943 году за комплекс работ по освоению плавки высоколегированной стали в мартеновских печах и производству широкого ассортимента штамповок на прессах Николай Иванович Корнеев и его команда были удостоены Сталинской премии.
Ускоренное развитие на Урале производства высококачественных отечественных алюминиевых сплавов стало возможным благодаря активному участию ученых ВИА, таких как Е. И. Кутайцева, В.И Козловская, М.Л. Тимонова и др. В этот период был решен ряд важных задач по обеспечению алюминиевыми сплавами авиационных заводов.
Одним из ключевых направлений стали работы по бронированию самолетов. Технология, разработанная в предвоенные годы, позволила в 1942 году наладить массовое производство броневых корпусов для самолетов Ил-2, доведя выпуск до 900 корпусов в месяц. Параллельно с внедрением технологии цельноброневых корпусов броневая лаборатория разработала инновационный метод массовой цементации авиационных броневых спинок. Предвоенные бронеспинки из гомогенной брони марки «П» обеспечивали защиту от пуль со свинцовым сердечником, однако опыт воздушных боев в Испании показал необходимость усиления защиты. Фашисты также перешли на использование бронебойных пуль с твердым закаленным сердечником, против которых броня марки «П» оказалась недостаточно эффективной.
Выдающиеся ученые ВИАМ Сергей Тимофеевич Кишкин, впоследствии академик АН СССР, и Николай Митрофанович Скляров разработали высокопрочную броневую сталь, на основе которой была создана гетерогенная цементованная броня. Цементация, представлявшая собой длительный (десятки часов) и трудоемкий процесс, первоначально встретила сопротивление со стороны производственников как неприемлемая в условиях военного времени. Однако был разработан высокопроизводительный бескоробовый метод цементации, где роль коробов выполняли сами бронеспинки. Они укладывались попарно с зазорами, в которые засыпался высокоактивный карбюризатор. Такие пары формировались в пакеты и загружались в печи с выдвижным подом, что позволяло одновременно обрабатывать от 120 до 160 бронеспинок.
В следующих статьях мы продолжим рассказывать о жизни института в годы войны, о людях, изменивших мир и о том, как наследие военных лет повлияло на дальнейшие достижения НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ, авиацию, науку в СССР и современной России.