В начале войны многие предприятия авиационной и металлургической промышленности были эвакуированы в отдаленные регионы на востоке Советского Союза. Это потребовало не только перевозки оборудования, но и быстрого восстановления производственных мощностей в новых условиях. ВИАМ сыграл ключевую роль в адаптации технологий к новым условиям, что позволило наладить выпуск критически важных материалов.
В сложных условиях военного времени 96 ведущих научных сотрудников ВИАМ организовали на 18 существующих и эвакуированных заводах черной, цветной металлургии и химической промышленности массовый выпуск высококачественной продукции для авиационной отрасли. Они также обучили технический персонал заводов строгим требованиям к качеству материалов, используемых в авиации.
Эта задача была крайне сложной, учитывая, что большинство заводов ранее не производили продукцию для Наркомата авиационной промышленности, и их сотрудники не были знакомы с высокими стандартами, предъявляемыми к авиационным материалам. Помощь специалистов ВИАМ в организации металлургического производства на новых восточных базах имела огромное значение.
До войны высококачественные стали и сплавы производились исключительно в электропечах, и основным их поставщиком был завод «Электросталь» под Москвой. С началом войны потребность в таких сталях резко возросла. Однако завод «Электросталь» прекратил их выпуск из-за эвакуации. Металлургическая база для производства качественных сталей на юге страны также была потеряна. В связи с этим возникла острая необходимость освоения выплавки качественных сталей в мартеновских печах. Для решения этой задачи была создана бригада из 35 лучших специалистов ВИАМ и сотрудников МАП. Они оценили технические возможности заводов на Урале и в Сибири, оптимально распределили заказы на производство сортовых сталей и непосредственно участвовали в организации их выпуска. Задача была успешно выполнена инженерами ВИАМ, Климентом Кононовичем Чуприным, Николаем Ивановичем Корнеевым, Вячеславом Петровичем Гречиным и другими, в сотрудничестве с работниками черной металлургии.
Нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин в своей книге «Крылья победы» рассказал о бригаде ученых ВИАМ, которая помогла металлургическому заводу имени Серова наладить выпуск сортового проката, использовавшегося для изготовления гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания.
«Видимо, стоит сказать о той самоотверженности, с какой работали на этом заводе наши ученые. Они не выходили из цехов несколько суток, пока не сварили металл и не взяли его пробу. Радостные, они позвонили в наркомат, доложили о проделанной работе и тихо добавили: “Мы голодны, мы двое суток ничего не ели”».
Их работа получила высокую оценку в приказе Народного Комиссара.
На Ступинском металлургическом комбинате под руководством начальника лаборатории ВИАМ Владимира Александровича Ливанова (впоследствии – главный инженер завода) бригадой ВИАМ освоен высокопроизводительный процесс полунепрерывной разливки алюминиевых сплавов, а бригадой, руководимой Сергеем Георгиевичем Глазуновым, разработан высоопроизводительный метод литья крупногабаритных деталей из алюминиевых сплавов, а также разных фасонных отливок для военной техники, например, корпусов небольших зажигательных мин для партизан.
В следующих статьях мы продолжим рассказывать о жизни института в годы войны, о людях, изменивших мир, и о том, как наследие военных лет повлияло на дальнейшие достижения НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ, авиацию, науку в СССР и современной России.