«Все для фронта, все для победы» – этот лозунг стал девизом работников института с 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия напала на Советский Союз.
В тревожные для Москвы дни октября 1941 года основной коллектив ВИАМ был эвакуирован в глубокий тыл – в город Куйбышев (ныне Самара). В сложных условиях военного времени сотрудники института продолжали решать фронтовые задачи, уделяя особое внимание технологиям производства и обработки авиационных материалов, адаптированным к условиям работы промышленности того времени. Коллектив работал и днем, и ночью, не считаясь со временем.
Фронт требовал огромного количества самолетов. Например, один Новосибирский авиационный завод выпускал ежедневно до 21 самолета Як-3, а Горьковский авиазавод – до 18 самолетов. Однако требовались не просто «крылатые птицы», а боеспособные, усовершенствованные, более аэродинамичные и менее заметные самолеты. На решение этих и других вопросов отводились не годы, а лишь месяцы, и даже дни.
Война кардинально изменила условия работы. Сотрудники ВИАМ проводили научные исследования, направленные на повышение живучести боевых самолетов и улучшение их летно-технических характеристик, работая непосредственно на заводах. Они работали как в далеком тылу на крупных самолетостроительных заводах, так и в опасной прифронтовой обстановке в составе фронтовых бригад.
Ради сохранения будущего приходилось решать проблемы практически мгновенно. В начале войны на Горьковском авиационном заводе была забракована крупная партия стальных труб, поставленных из Швеции, из-за несоответствия химического состава. Это привело к остановке производства шасси, что грозило полным прекращением выпуска столь необходимых истребителей. Алексей Тихонович Туманов, директор института ВИАМ, направил в Горький бригаду во главе с наиболее авторитетным в то время ученым Георгием Владимировичем Акимовым. За несколько дней он, применив прибор собственного изобретения под названием ТЭДС (термоэлектродвижущие силы), проверил в цеховых условиях все поставленные трубы.
Несмотря на имевшиеся отступления химического состава от значений согласованных технических условий, Георгий Владимирович Акимов под свою ответственность дал разрешение пропустить большую часть труб в производство. Завод продолжил выпускать самолеты. Впоследствии никаких нареканий по качеству шасси не возникло.
В годы Великой Отечественной войны ученые и инженеры ВИАМ не только обеспечивали фронт надежной техникой, но и заложили основы для послевоенного развития авиационной промышленности. В следующих статьях мы продолжим рассказывать о жизни института в годы войны, о людях, изменивших мир и о том, как наследие военных лет повлияло на дальнейшие достижения НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ, авиацию, науку в СССР и современной России.