Покорение космоса на сегодняшний день доступно только суверенным сверхдержавам, способным создавать и развивать уникальные технологии. Ключевым и самым сложным компонентом космического аппарата является его двигательная установка, позволяющая ему маневрировать и в перспективе разгоняться до скоростей, необходимых для перемещения в межпланетном пространстве. Для осуществления возможности такого полета в НИЦ "Курчатовский институт" разработан безэлектродный плазменный ракетный двигатель нового поколения — сегодня его параметры тестируют на модернизированном стенде. Такой двигатель в будущем позволит добираться до Марса всего за 40 дней, в отличие от других проектов с расчетными сроками долета минимум 6 месяцев. Эти работы восходят к результатам исследований 1960–1970-х годов, когда на базе Курчатовского института разработали серию плазменных двигателей для межпланетных зондов и космических спутников.
Как в нашей стране впервые в мире начинались подобные разработки и к каким результатам привели сегодня? Как они применяются в сфере малых космических аппаратов? В чем ключевые преимущества плазменных электрореактивных двигателей в сравнении с распространенными жидкотопливными двигателями? Как устроена подобная установка? За счет чего плазма нагревается до миллионов градусов и как обеспечивает маневренность аппарата? Что может служить эффективным источником энергии для таких двигателей в условиях межпланетных полетов? И каковы перспективы создания ядерных энергетических установок в комплексе с такими двигателями?
Программа "Картина мира с Михаилом Ковальчуком: Плазма, двигатели, космос". Эфир 23 июня на телеканале "Россия Культура".