В авиационной технике широко используются органопластики — полимерные композиционные материалы, армированные арамидными волокнами. Основными преимуществами органопластиков являются низкая плотность, высокие прочность и выносливость, стойкость к механическому удару и эрозии. Эти материалы применяются в легких обшивках планера и лопастей вертолетов, защитных экранах и других деталях.
Основным недостатком арамидных органопластиков по сравнению с другими композитами, армированными стеклянными и углеродными волокнами, традиционно считалась пониженная стойкость к поглощению влаги — при том, что влагостойкость материала имеет решающее значение при эксплуатации техники в теплом влажном климате и в морских условиях.
Ученые НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ исследовали старение органопластиков в различных климатических зонах: в холодном (г. Якутск), теплом влажном (г. Сочи) и умеренно-теплом климате (г. Геленджик). Дополнительно проводились лабораторные испытания на водопоглощение, тепловлажностное старение и тропическую стойкость.
Результаты исследований показали, что органопластики на основе отечественных органических волокон и связующих демонстрируют высокую климатическую стойкость при экспонировании в различных климатических зонах и по своим показателям не уступают свойствам аналогичных материалов зарубежных производителей.
О других разработках и исследованиях ученых НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ читайте в свежем номере электронного научно-технического журнала «Труды ВИАМ».