Специалисты НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ разработали технологию ремонта лопастей несущего винта вертолетной техники из полимерных композиционных материалов в полевых условиях.
Сегодня широкое применение полимерных композиционных материалов в производстве летательных аппаратов – общемировая тенденция. Одной из важнейших отраслей промышленности с высокой долей применения ПКМ является вертолетостроение. Из ПКМ изготавливаются многие элементы, в том числе и лопасти несущего винта (ЛНВ), в процессе эксплуатации которых появляются различные повреждения и дефекты. Опыт эксплуатации подобных ЛНВ показывает, что вследствие ряда причин необходима разработка прогрессивной технологии, которая позволяет проводить ремонт лопастей в полевых условиях.
Разработанная учеными института технология включает в себя несколько стадий. На первом этапе определяется зона повреждения. Применение современных методов и приборов дефектоскопии позволяет выявлять площадь и глубину повреждения с высокой точностью, а также осуществлять контроль отремонтированных зон. Далее следует удаление поврежденных слоев и подготовка поверхности ремонтной зоны под склейку с использованием плазмы атмосферного давления. На следующей стадии идет восстановление слоев ПКМ с применением клеев и препрегов с температурой формования до 135 °С, что обеспечивает энергоэффективность процесса. Ремонт осуществляется с применением мобильной установки, что исключает необходимость отправки ремонтируемых деталей на специализированные предприятия, тем самым сокращая в несколько раз срок ремонта и издержки на него.
О других разработках и исследованиях ученых НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ читайте в свежем номере электронного научно-технического журнала «Труды ВИАМ».