Специалистами Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» впервые в России решена проблема кардинального повышения устойчивости конструкционных арамидных органопластиков к поглощению влаги и воздействию широкого спектра климатических факторов.
В авиационной технике широко используются органопластики – полимерные композиционные материалы, армированные арамидными (полимерными) волокнами. Основными преимуществами органопластиков являются низкая плотность, высокие прочность и выносливость, стойкость к механическому удару и эрозии. Эти материалы применяются в легких обшивках планера и лопастей вертолетов, обшивках зализов и носках крыла самолетов, защитных экранах и других деталях.
Основным недостатком арамидных органопластиков по сравнению с другими композитами, армированными стеклянными и углеродными волокнами, традиционно считалась пониженная стойкость к поглощению влаги – при том, что влагостойкость материала имеет решающее значение при эксплуатации техники в теплом влажном климате и в морских условиях.
Эта проблема успешно решена: разработанный специалистами НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ конструкционный органопластик марки ВКО-25 отличается высокой стабильностью механических характеристик при воздействии эксплуатационных факторов и в состоянии влагонасыщения сохраняет 96 % прочности. После комплекса лабораторных и натурных климатических испытаний (перепады температур, влажность и др.) сохранение прочности нового органопластика составляет не менее 84 %. Эти преимущества позволяют рекомендовать органопластик ВКО-25 для применения в изделиях авиационной техники, работающих во всеклиматических условиях.
Обеспечение высокой эксплуатационной надежности органопластика ВКО-25 достигнуто благодаря применению российских арамидных волокон третьего поколения, расплавного связующего и современных автоматизированных способов пропитки препрега и формования композита.