Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» разработали новые теплостойкие высокопрочные конструкционные стали с повышенными характеристиками прочности, усталостной долговечности и жаропрочности, а также технологии их производства, термической и химико-термической обработки.
Материалы были созданы для решения вопроса длительного ресурса работы деталей планера и двигателя, в том числе валов газотурбинных двигателей и деталей подшипников.
В частности, в институте разработана линейка высокопрочных конструкционных безуглеродистых мартенситностареющих сталей марок ВКС-170, ВКС-180. Благодаря высокому комплексу характеристик прочности и пластичности стали нашли применение для изготовления особо ответственных деталей двигателей: сталь ВКС-170 – для изготовления валов турбины низкого давления (ТНД) и крупногабаритных ответственных деталей в двигателе ПД-14 взамен российских сталей ЭП517, ЭП866, а сталь ВКС-180 – в современном двухконтурном турбовентиляторном двигателе ПД-8.
Для повышения характеристик прочности и долговечности деталей, в том числе валов ТНД, в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ создана новая высокопрочная конструкционная сталь ВКС18 (совместная работа с АО «ОДК-Авиадвигатель) с принципиально новой системой упрочнения, не уступающая по уровню пластичности и вязкости зарубежным аналогам, а также превосходящая по прочности применяемые стали ЭП517 и ЭП866.
Чтобы увеличить контактную долговечность теплостойких подшипников из отечественной стали ЭИ347-Ш и импортозаместить подшипники из зарубежных сталей, специалисты НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ разработали теплостойкие подшипниковые стали марок ВКС241-ИД и ВКС17-ИД (совместная работа с АО «ОДК-Авиадвигатель). По теплостойкости и твердости сталь ВКС241-ИД находится на уровне зарубежного аналога М50, по карбидной однородности превышает применяемую отечественную сталь ЭИ347-Ш в 1,5–2 раза. Теплостойкая сталь ВКС17-ИД, предназначенная для тяжелонагруженных крупногабаритных подшипников качения, не уступает зарубежной стали М50NiL, не имеющей до настоящего времени российских аналогов.