5 августа и.о. генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Владислав Антипов принял участие в заседании Координационного совета предприятий машиностроения Республики Татарстан.
Мероприятие, которое прошло в рамках Авиационного форума «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» в г. Казани, было посвящено импортозамещению в авиастроении.
В своем выступлении Владислав Антипов напомнил, что между Республикой Татарстан и НИЦ «Курчатовский институт» ‒ ВИАМ в 2011 году было подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве, предусматривающее совместную организацию работ в области создания новых материалов и технологий с использованием промышленного потенциала Республики Татарстан. «За эти годы была проведена большая совместная работа. К слову, на сегодняшний день наш институт заключил и выполнил более 600 договоров с предприятиями республики на научно-исследовательские работы, поставку материалов и оказание услуг, в том числе по научно-техническому сопровождению производственной деятельности», – подчеркнул и.о. генерального директора НИЦ «Курчатовский институт» ‒ ВИАМ.
Говоря об импортозамещении в авиастроении, Владислав Антипов привел примеры успешного внедрения материалов нового поколения разработки НИЦ «Курчатовский институт» ‒ ВИАМ в изделия российского авиапрома. Это, в частности, разработанные в кратчайшие сроки новые литейные жаропрочные сплавы для авиационного двигателя ПД-8, которые превосходят по уровню механических и эксплуатационных свойств зарубежные сплавы-аналоги.
В рамках замещения импортных материалов, которые применялись в конструкциях самолетов марки «Ил», НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ разработал и серийно поставляет не уступающие по эксплуатационным характеристикам заготовки панелей пола из стекло- и углепластика. Кроме того, для повышения весовой эффективности самолетов, взамен систем кондиционирования воздуха, изготавливаемых из алюминиевого сплава, институт разработал и серийно поставляет заготовки жестких и гибких трубопроводов из полимерных композиционных материалов. Выигрыш в массе составляет не менее 25 %.
В институте проводится работа по созданию сплавов для аддитивных технологий, которые, благодаря своим характеристикам, получили широкое применение в отечественном двигателестроении. Сегодня по аддитивным технологиям в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ организовано серийное производство деталей для двигателей ПД-14 и ТВ7-117СТ, также ведутся работы по разработке аддитивных технологий для двигателя большой тяги ПД-35 и вертолетных двигателей ВК-650В и ВК-1600В.
Совместно с Фондом перспективных исследований и ОКБ им. М.П. Симонова специалистами института разработана и изготовлена на базе аддитивного производства НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ линейка перспективных малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг 10, 20, 125 и 150 кгс.
«Ряд разработанных сплавов для МГТД по прочностным характеристикам превзошел зарубежные аналоги более чем на 20%, а время организации производства и изготовления основных элементов двигателей благодаря новой технологии удалось сократить до 20 раз при двукратном снижении затрат», – заявил Владислав Антипов. При этом он подчеркнул, что созданные двигатели не имеют отечественных аналогов и по своим удельным характеристикам превосходят импортные образцы, запрещенные к поставке в Российскую Федерацию.
Владислав Антипов также рассказал о предстоящей работе по переводу конструкций вертолетной техники марки «Ка» на разработанные в НИЦ «Курчатовский институт» ‒ ВИАМ на основе углеродных волокон отечественного производства полимерные композиционные материалы нового поколения.
Добавим, что в рамках АКТО-2022 состоялась тематическая сессия «Вопросы развития авиационной отрасли и новые производственные технологии», на которой с докладом о конструкционных и функциональных материалах для изделий авиационной техники выступила начальник НИО «Функциональные материалы и технологии синтеза» НИЦ «Курчатовский институт» ‒ ВИАМ Яна Вахрушева.