Особое место в развитии авиации нашей страны занимает созданный в 1960-х годах в ОКБ им. П.О. Сухого самолет Т-4, способный совершать сверхзвуковые полеты. Когда встал вопрос, из чего делать самолет, у которого аэродинамический нагрев обшивки достигнет 300°С, было принято революционное решение – из титана.
Самолет Т-4 интересен тем, что его планер сделан с использованием титановых сплавов. Это позволило совершать полеты со скоростью 3000 км/ч и выдерживать аэродинамический нагрев обшивки до 300°С .
Требовалось создать новое металлургическое оборудование, освоить процессы сварки и термической обработки в защитных средах или в вакууме. От ВИАМ эти работы возглавили С.Г. Глазунов и В.Н. Моисеев. Был разработан сплав ВТ20 для высоконагруженных деталей, освоено производство листов из сплавов ОТ4-1 и ОТ4 для обшивки самолета, разработан сплав ВТ16 для крепежных деталей. В ВИАМ были созданы технологические покрытия ЭВТ-7, ЭВТ-24 и ЭВТ-100 для защиты деталей и элементов конструкции из титановых сплавов при термообработке и штамповке. Покрытия также выполняли функции высокотемпературных смазок, существенно снижающих износ оснастки.
Решение в ВИАМ различных научных и технологических задач позволило СССР выйти на первое место в мире по объему производства и применения титана.