В 1976 году советские ученые приступили к работе по созданию многоразовой космической системы, в которую входили ракета-носитель «Энергия» и орбитальный корабль «Буран». Объединив лучших специалистов Академии наук СССР, конструкторских бюро, отраслевых институтов и предприятий, этот проект стал самым масштабным в истории отечественной космонавтики.
ВИАМ был определен головным институтом, координирующим все работы в области создания материалов для обеспечения разработки и производства МКС «Энергия–Буран».
Перед учеными ВИАМ стояла задача по построению полноценной системы тепловой защиты многоразовой космической системы. Основной проблемой было создание новых теплозащитных материалов с диапазоном работы от минус 130 до плюс 1600 градусов по Цельсию. Эти материалы должны были защищать наиболее важные элементы конструкции «Бурана».
Фото: Игорь Курашов/ РГ
Покрытие состояло из отдельных элементов — плиток теплозащитного материала из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием, которые крепилось к корпусу «Бурана» через демпфирующую фетровую подложку, которая, в свою очередь, приклеивалась к плитке с помощью эластичного клея. На 90% плитки состояли из воздуха, чтобы достичь минимальных показателей теплопроводности. А для защиты стыков многослойных теплозащитных элементов специалисты ВИАМ разработали специальные «жгуты-герметики».
Специалистами института были разработаны углеродные материалы, клеи, разнообразные покрытия и уплотнительные материалы. Мало кто знает, что специально для «Бурана» был создан бериллиевый сплав для тормозной системы. Для «Бурана» созданы совершенно уникальные смазки, работоспособные при сверхнизких температурах в условиях глубокого вакуума. Не менее сложной задачей, успешно решенной, было создание стекол и рамок остекления для иллюминаторов.
В рамках программы «Энергия-Буран» были разработаны и внедрены новые марки алюминиевых, титановых, жаропрочных сплавов, высокопрочные стали и многое другое. В общей сложности ВИАМ создал 39 принципиально новых материалов и 230 технологий, но главное — это разработка теплозащитных материалов, которые по целому ряду характеристик превосходили американские аналоги, разработанные для системы «Спейс Шаттл».
В процессе полета «Бурана» теплозащита успешно выдержала экзамен: из 38800 плиток лишь 7 были повреждены или утеряны при посадке, тогда как в первом полете американского «Шаттла» было потеряно 37 теплозащитных плиток.