После Победы в Великой Отечественной войне советская авиационная промышленность начала перестраиваться на мирный лад. Время требовало ориентироваться на решение комплекса задач по радикальному техническому и технологическому перевооружению, обеспечению научно-технического прорыва: страна нуждалась в новом поколении военной и гражданской авиатехники.
Необходимо было решить вопрос перехода от поршневой авиации к турбовинтовой и реактивной, для чего требовались принципиально новые материалы. Специалистами ВИАМ были разработаны жаропрочные никелевые сплавы, способные выдерживать требуемые температуры и нагрузки. В основе конструкции первого реактивного пассажирского самолета Ту-104 использовался высокопрочный алюминиевый сплав В95.
Начиная с самолета МиГ-15, сплавы, разработанные в ВИАМ, использованы в конструкциях всех военных, пассажирских и транспортных самолетов, а также в ракетной технике.
В 1945-1947 годах в ВИАМ под руководством академика С.Т. Кишкина разработаны литейные жаропрочные сплавы ЖС6 и ЖС6К, превосходящие по жаропрочности зарубежные аналоги на 50–80°С. Сплавы были применены генеральными конструкторами Н.Д. Кузнецовым и А.М. Люлькой для изготовления рабочих лопаток новых высокотемпературных газотурбинных двигателей. Аналогичные сплавы за рубежом стали применять только через несколько лет.
В 1948 году специалистами ВИАМ, ЦНИИЧермет и завода «Электросталь» при непосредственном участии выдающегося ученого ВИАМ Ф.Ф. Химушина был воспроизведен сплав Nimonic-80А, получивший название ЭИ-437. Данный сплав и его модификации широко применялись в отечественных ГТД I и II поколений. Для литья сопловых лопаток в ВИАМ были разработаны первые литейные жаропрочные сплавы марок ВЛ7-20, ВЛ7-45У, ЛК-4.