Многие проекты нашего института, задавшие основной вектор развития его деятельности и определившие ключевые задачи ОПК, берут начало еще с довоенных лет.
В объеме потребления материалов для авиационной техники древесина занимала в этот период около 50%. Корпуса самолетов строились в основном из дерева. Причина была проста: прочность природной древесины по сравнению с уже применявшимися металлическими сплавами была в два-три раза ниже, но ее плотность была ниже еще в большей степени. Поэтому по основному показателю авиационного материала – весовой эффективности – древесина не имела аналогов.
В связи с этим при создании ВИАМ в его структуру вошел отдел авиалеса, насчитывавший самое большое число лабораторий – 8. Значение древесины в изысканиях ВИАМ наглядно иллюстрируется также тем, что более 40% общего количества образцов, исследовавшихся в лаборатории механических испытаний института, было изготовлено из авиадревесены.
Приходилось продолжать организовывать специальные экспедиции в отдаленные области Алтая и Дальнего Востока, для поиска древостоя требуемого качества. Неслучайно под стеклом рабочего стола научного руководителя института И.И. Сидорина лежало большое фото известного таксатора в рабочей обстановке среди могучих саянских сосен.
Усилия специалистов ВИАМ были направлены на разработку способов устранения недостатков, присущих древесине. Так, зависимость ее свойств от влажности устраняли оптимизацией режимов сушки, подверженность гниению – пропиткой смолами, химической обработкой.
Требование повышения скорости самолетов с одновременным улучшением аэродинамических форм поставило задачу создания древесных материалов для силовых элементов, более прочных в сравнении с натуральной древесиной. Лонжероны из натуральной древесины не умещались в имевших малые размеры крыльях самолетов-истребителей.
Дельта-древесина широко применялась при изготовлении истребителя ЛаГГ-3
Ученые ВИАМ создали высокопрочный древесный композит – «дельта-древесину», представляющий собой склеенный слоистый материал из березового шпона. Такой материал, обладавший удельной прочностью выше стали хромансиль, был применен для лонжеронов истребителей конструкции А.И. Микояна и С.А. Лавочкина.
Начальнику ВИАМ А.Т. Туманову предписывалось закончить испытания новой дельта-древесины к 15 февраля 1941 года. Материалы для ее изготовления разрешалось перевозить пассажирской скоростью, допуская отправку неполногрузных вагонов, с диспетчерским наблюдением за движением груза. Донесения о ежедневном поступлении дельта-древесины на авиационные заводы направлялось заместителю Народного комиссара авиационной промышленности М.В. Хруничеву. Были приняты все меры для обеспечения программы выпуска самолетов во втором квартале 1941 года и накопления мобилизационных запасов на авиационных заводах.
Негорючая высокопрочная дельта-древесина стала основным материалом для производства истребителей во времена Великой Отечественной войны.