15 декабря на аэродроме Иркутского авиационного завода − филиала ПАО Корпорация «Иркут» состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. Продолжительность полета составила 1 час 25 минут.
Для ПД-14 специалистами Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) было разработано 20 новых материалов и доработано более 50 марок материалов.
В частности, в конструкции двигателя внедрены супержаропрочные монокристаллические никелевые рений-рутенийсодержащие сплавы для рабочих и сопловых лопаток; высокопрочные конструкционные стали и деформируемые никелевые и титановые сплавы нового поколения для валов, дисков и корпусов; перспективные полимерные композиционные материалы нового поколения и др.
Впервые в отечественной инженерной и технологической практике сконструирована и изготовлена мотогондола ПД-14 из отечественных полимерных композиционных материалов, которые обеспечили снижение массы конструкции при сохранении требуемых упруго-прочностных свойств.
Кроме того, методом аддитивных технологий из отечественной металлопорошковой композиции в ВИАМ была изготовлена «боевая» деталь двигателя ПД-14 – завихритель фронтового устройства камеры сгорания, полностью отвечающая требованиям конструкторской документации.
***
В адрес Генерального директора ВИАМ, академика Российской академии наук Е.Н. Каблова поступили письма с поздравлениями по случаю первого полета самолета МС-21-310 с двигателями ПД-14.
Генеральный директор АО «Металлургический завод «Электросталь» Е.В. Шильников: «Примите искренние поздравления с успешной реализацией нового проекта национального значения: день, когда МС-21 с российскими двигателями ПД-14 успешно совершил свой первый полет, можно расценить как новый виток в истории развития отечественной авиации. Еще со времен СССР, благодаря исследованиям ВИАМ, нашей стране удалось совершить качественный скачок в создании перспективных изделий авиационной, космической, атомной и специальной техники. В рамках работы над ПД-14 ВИАМ вновь подтвердил свою репутацию лидера среди научных организаций Минпромторга: разработаны новые и доработаны десятки уже применяющихся материалов, организован выпуск полуфабрикатов из них, оформлена вся необходимая нормативная техническая документация для производства деталей двигателя.
Невозможно переоценить и Ваш личный вклад в реализацию проекта по созданию ПД-14, который получил всестороннюю поддержку именно благодаря Вашей энергии, Вашей инициативе и дальновидности. Как лидер ВИАМ, Вы сумели объединить и направить специалистов ведущих научно-производственных предприятий, чтобы совершить научно-технический прорыв!».
Управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель», член-корреспондент РАН А.А. Иноземцев: «ПД-14 – это успех российской фундаментальной и прикладной науки, это сотни передовых промышленных технологий и инновационных технических решений, отечественные авиационные материалы, вновь построенные цеха и металлургические производства. А главное – это гордость за упорный труд рабочих и ученых, конструкторов и технологов, сборщиков, испытателей и контролеров всей нашей уникальной промышленной кооперации, которая насчитывает более 500 предприятий, организаций и научных центров.
От лица пермских двигателестроителей я искренне благодарю Вас, Ваших коллег и всех участников Программы ПД-14 за самоотверженный труд, профессионализм и преданность интересам российской авиационной промышленности.
Впереди у нас еще более сложная задача – наладить серийное производство двигателей ПД-14 и высококонкурентную систему послепродажного обслуживания!».