4 декабря 2009 года в Москве перед ВВЦ состоялось торжественное открытие скульптурной композиции "Рабочий и колхозница". ВИАМ принял активное участие в восстановлении символа эпохи. Смотрите видео о истории создания и восстановления скульптурной композиции:
18 марта 1937 года считается днем рождения скульптуры, когда правительственная комиссия приняла и высоко оценила работу авторов Б.М. Иофана и В.И. Мухиной, выполненную для Международной выставки в Париже «Искусство и техника в современной жизни». После закрытия выставки скульптурную композицию сильно повредили, из-за чего в 1939 ее пришлось восстанавливать. По завершению скульптуру установили в Москве перед ВДНХ, где она находилась до 2003 года. За 70 лет эксплуатации в атмосфере агрессивной промышленной зоны развилась сильная коррозия каркаса и оболочки скульптуры. Было принято решение о реконструкции скульптуры, ее разобрали на 40 блоков. За реконструкцию известную всему миру художественной композиции взялся скульптор В.М. Церковников. Поиск исполнителей реставрационных работ привел его во Всероссийский институт авиационных материалов.
Начиная с 2006 года, сотрудники института включились в процесс реставрации. Была создана постоянная бригада из ученых и инженеров, среди которых значительная часть молодых специалистов. Композиция «Рабочий и колхозница» - уникальное произведение, поэтому методы исследования и все разработанные технологии, которые можно было применить, не должны были оказывать отрицательного влияния на внешнюю оболочку скульптуры. Для решения этой задачи был разработан неразрушающий метод спектрально-оптического контроля, электронная методика, позволившая создать базу данных по состоянию всех 40 блоков, включающих свыше 5000 фрагментов оболочки. На основании результатов исследований составлено «Заключение о техническом состоянии оболочки» с указанием фрагментов, требующих реставрации. По рекомендациям специалистов ВИАМ была проведена очистка от загрязнений внешней и внутренней поверхности скульптуры. Продукты коррозии, а также трудноудаляемые загрязнения убрали с поверхности оболочки скульптуры, используя оригинальную запатентованную антикоррозионную пасту, изготовленную на специальном производственном участке института.
Силовой каркас композиции изготовлен из углеродистой низколегированной стали подвергся значительным коррозионным разрушениям, поэтому для длительной эксплуатации были разработаны технические решения по изготовлению верхней части силового каркаса из нержавеющей стали, а для крепления элементов каркаса в ВИАМ разработан специальный силовой крепеж из высокопрочной нержавеющей стали 14Х17Н2.
Для изготовления основного силового каркаса скульптуры в ВИАМ был проведен комплекс работ по выбору материалов для верхней и вспомогательной частям каркаса, технологии сварки и контролю сварных соединений, технологии изготовления силовых профилей, технологии защиты от коррозии каркаса и мест соединений, что позволит продлить «жизнь» скульптуры еще на 100 лет.