26 октября заместитель генерального директора «НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ по науке Владислав Антипов принял участие в работе Пленарного заседания Научно-технического конгресса по двигателестроению, который прошел в рамках Международного форума двигателестроения (МФД-2022).
В ходе мероприятия Владислав Антипов выступил с докладом «Создание новых материалов с применением цифровых технологий – фундамент развития авиационного двигателестроения», в котором рассказал о разработках института для современных российских двигателей.
Он отметил, что для двигателя ПД-14 специалистами института было разработано 20 материалов нового поколения, более 50 серийных марок материалов – доработано. Для создания двигателя большой тяги ПД-35 выполняется НИОКР по 18 критическим технологиям: «Для этого проекта мы разработали и паспортизовали 14 материалов нового поколения, провели опробование пяти составов теплозащитных покрытий и более 30 технологий производства крупногабаритных полуфабрикатов», – подчеркнул Владислав Антипов.
Еще для одного двигателя семейства ПД – ПД-8 – специалисты НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ в кратчайшие сроки разработали новые литейные жаропрочные сплавы, которые превосходят по уровню механических и эксплуатационных свойств зарубежные сплавы-аналоги.
В институте особое внимание уделяется цифровым аддитивным технологиям, а также производству деталей для авиационных двигателей с применением типологической оптимизации.
Так, конструкторами АО «ОДК-Климов» и специалистами НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ была решена задача по созданию нового двигателя ВК-650В за счет разработки прорывных аддитивных технологий производства основных деталей двигателя из отечественных металлопорошковых композиций сплавов на основе никеля и титана. Более 12 % ответственных деталей (в массовом соотношении) изготовлено с применением аддитивных технологий.
По словам Владислава Антипова, применение моделирования и цифровой оптимизации в процессе создания двигателя ВК-650В позволило собрать двигатель-демонстратор за 4 месяца вместо 16, уменьшить количество деталей на 30 %, сократить в 2 раза сроки подготовки производства.
«Полученный научно-технический задел позволил специалистам АО «ОДК-Климов» и нашего института приступить к выполнению работ по разработке с применением аддитивных технологий нового турбовального двигателя ВК-1600В для многоцелевого вертолета Ка-62 и его модификаций», – подчеркнул он.
Еще одна работа в области аддитивных технологий, выполненная специалистами НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ, – разработка и изготовление на базе аддитивного производства института линейки перспективных малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг 10, 20, 125 и 150 кгс. Двигатели не имеют отечественных аналогов и по своим удельным характеристикам превосходят импортные образцы, запрещенные к поставке в Российскую Федерацию.