Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ) разработали линейку уникальных сплавов для аддитивных технологий.
Аддитивные технологии активно применяются на различных производствах у нас в стране и за рубежом. Относительно недавно в 3D-сфере началась новая эра – печать из металлических материалов. Именно эта технология аддитивного производства стала основой происходящей сейчас промышленной революции.
Одним из главных российских разработчиков металлических материалов для аддитивных технологий является НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ. Разработанные в институте сплавы имеют неоспоримые преимущества перед зарубежными материалами. Это не имеющий аналогов в мире жаропрочный сплав на основе интерметаллида NiAl марки ВИН6 с рабочей температурой 1200°С, предназначенный для изготовления высоконагруженных деталей горячего тракта газотурбинного двигателя; жаропрочный сплав на кобальтовой основе марки ВЛК1 с рабочей температурой на 100°С выше, чем у зарубежного аналога – сплава МР1; сплав на основе алюминия марки ВАС1, превосходящий зарубежный аналог AlSi10Mg по физико-механическим свойствам до 50 %; высокопрочная коррозионностойкая сталь марки ВНЛ14, обладающая значениями характеристик на 20 % больше, чем у зарубежного аналога РН1.
Благодаря своим характеристикам сплавы получили широкое применение в отечественном двигателестроении. Сегодня по аддитивным технологиям в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ организовано серийное производство деталей для двигателей ПД-14 и ТВ7-117СТ, также ведутся работы по разработке аддитивных технологий для двигателя большой тяги ПД-35 и вертолетных двигателей ВК-650В и ВК-1600В.
Добавим, что на мощностях научно-производственного комплекса НИЦ «Курчатовский институт» ‒ ВИАМ ведется работа по производству металлопорошковых композиций для замены импортных материалов, широко применяемых в отечественном газотурбиностроении при нанесении высокотемпературных защитных покрытий для ответственных деталей газотурбинных установок и двигателей. Всего освоено более 60 марок материалов, в том числе критически необходимых для локализации производства газотурбинных установок.