Идея широкого применения полимерных композиционных материалов в самолетостроении была предложена начальником ВИАМ А.Т. Тумановым в 1967 году. Авиаконструкторы А.Н. Туполев и С.В. Ильюшин заявили тогда, что из «тряпок» они самолеты делать не будут. В свою очередь еще один великий авиаконструктор А.К. Антонов, напротив, начал активно внедрять ПКМ в свои изделия. Уже в 1980-е годы в созданных им самолетах до 25% конструкции было выполнено из ПКМ, что существенно увеличило полезную нагрузку.
В 70–80-х годах в конструкции тяжелых транспортных самолетов начинают применяться титановые сплавы, ранее опробованные и внедренные на боевой авиационной технике. Благодаря применению сплава ВТ22 удалось снизить массу шасси Ан-124 «Руслан» на 300 кг.
Ан-124 «Руслан»
Титановые сплавы, созданные в ВИАМ, широко применены и в конструкции самолета Ил-76 – первого в СССР турбореактивного военно-транспортного самолета, предназначенного для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов.
Опыт использования титановых сплавов в самолете Ан-124 «Руслан» позволил применить их в основных силовых элементах шасси уникального транспортного самолета Ан-225 «Мрия». Применение алюминиевых сплавов 1161-Т и 1973-Т2, разработанных в ВИАМ, позволило получить в 1,5 раза более высокие свойства усталостной долговечности и вязкости разрушения, в 2 раза меньшую скорость роста трещины усталости и повышенную коррозионную стойкость в ответственных силовых конструкциях. Ряд конструкций почти полностью изготовлен из композиционных материалов: обтекатели шасси и узлы крепления грузов, створки шасси, зализы крыла с фюзеляжем, мотогондолы и др.