Гражданская война в Испании показала, что советские истребители уязвимы для немецких самолетов, вооруженных пулеметными установками большой мощности. Наши летчики пытались, иногда успешно, защитить себя подручными средствами. Для сооружения спасательного покрытия в дело шли даже куски металла, вырезанные из подбитого бронекатера, из которых мастерили самодельную спинку, крепившуюся на кресло пилота. Вмятины от пуль на спинке летчик П.Н. Шустов показал своему начальству. Об этом узнал И.В. Сталин, и уже через несколько дней с виамовской бронегруппой встретился нарком К.Е. Ворошилов, который поручил специалистам ВИАМ по броневым сталям – С.Т. Кишкину и Н.М. Склярову – разработать надежную броню для истребителей.
После встречи с наркомом прошло всего несколько месяцев, и разработчики брони 2 мая 1938 года пригласили на завод в Подольске главкома ВВС Я.В. Смушкевича, где он лично принял первую промышленную партию бронеспинок. Всего за время Великой Отечественной войны было изготовлено более 100 тысяч бронеспинок.
Ничего подобного ни в одной другой стране мира на тот момент не существовало. В Германии, как ни старались, не смогли разработать технологию изготовления броневой стали для своих самолетов. А между тем в СССР задумали и вовсе фантастический проект: у авиаконструктора С.В. Ильюшина родилась идея изготовить полностью бронированный штурмовик «Ил».
Замысел был осуществлен в Воронеже на одном из лучших авиационных предприятий Советского Союза, где летом 1940 года начали серийное производство «Летающих танков». Для повышения боевой живучести «Илов» С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров создали более надежную защиту – экранированную броню АБЭ-1. Жизнь многих наших летчиков была спасена. Кроме того, броня АБЭ-1 была использована для защиты правительственных лимузинов ЗИС-101 и для других целей. Американцы сумели освоить выпуск бронированных самолетов-штурмовиков лишь много лет спустя – в 1950-е годы.
За эту работу в 1942 г. С.Т. Кишкину и Н.М. Склярову была присуждена Сталинская премия второй степени, а в 1945 г. Н.М. Скляров был награжден орденом Ленина.
Созданный научно-технический задел позволил нашему институту в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки организовать разработку и производство материалов для новых видов военной техники. В каждом боевом самолете – а их за годы войны было произведено около 100 тысяч – есть доля труда сотрудников института. Все они – от рядовых лаборантов до начальника ВИАМ генерал-майора Алексея Тихоновича Туманова – внесли неоценимый вклад в создание оружия Победы. Орденами и медалями за труд в годы войны были награждены более двухсот сотрудников института, а в 1945 году за вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне ВИАМ был удостоен высшей государственной награды СССР – ордена Ленина.