На протяжении вот уже 90 лет за авиационное материаловедение в нашей стране отвечает Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, образованный по приказу наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе от 28 июня 1932 года. Эта дата стала поворотным моментом в истории отечественного авиастроения.
В первые годы советской власти практически все основные материалы для самолето- и моторостроения приобретались за границей. Так, даже обладая неисчерпаемыми запасами древесины, пригодной для авиации, Россия покупала дерево (спрус) в Германии. За границей приобретали ткань (перкаль), полуфабрикаты из углеродистой стали в виде лент-расчалок, фасонных профилей и другие материалы. Отечественная авиационная промышленность находилась в зависимости от иностранного рынка, поэтому создание и освоение качественных материалов для самолетов и моторов в молодой Советской республике стало одной из неотложных задач.
В 1922 году на базе ЦАГИ была организована секция испытания материалов, которую возглавил Иван Иванович Сидорин – впоследствии основатель ВИАМ, выдающийся ученый, основоположник отечественного авиационного материаловедения. Специалисты секции приступили к исследованию металлических материалов – стали и алюминиевых сплавов.
И.И. Сидорин
Опираясь на десятилетний опыт исследования материалов, И.И. Сидорин настойчиво доказывал во всех инстанциях необходимость централизованной организации изысканий авиационных материалов, руководства их производством и применением в авиации. И в 1932 году началась история ВИАМ как самостоятельного предприятия. Перед специалистами института были поставлены задачи исключительно широкого диапазона, не только материаловедческие, но и технологические, металлургические, химические. Предметом изучения и разработки становились практически все типы материалов, используемых в промышленности, сырьевые базы, технологические процессы. На сотрудников института возлагалась не только разработка всей нормативной документации, но и ответственность за качество материалов.
Специалисты ВИАМ занимались созданием передовых для своего времени материалов – тканей, лаков и красок, необходимых для улучшения аэродинамики машин, специальных резин для бензопроводов, маслопроводов. Были начаты работы по созданию особых марок высокопрочных сталей и жаропрочных сплавов, заложены теоретические основы и созданы практические методы защиты от коррозии самолетов, двигателей, агрегатов и приборов.
О разработках института, которые позволили нашей стране стать великой авиационной державой, реализовать космический и атомный проекты, мы расскажем в следующих материалах.