19 апреля 2016 года начальник научно-исследовательского отделения Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), кандидат технических наук Ольга Геннадиевна Оспенникова приняла участие в работе пленарного заседания Научно-технического конгресса по двигателестроению. Мероприятие прошло в рамках Международного форума двигателестроения (МФД-2016).
В ходе заседания Ольга Оспенникова выступила с докладом «Новые материалы и технологии их изготовления – фундамент развития авиационного двигателестроения». В частности, она отметила, что в рамках научно-технического задела необходимо разработать ряд материалов и технологий нового поколения для перспективных газотурбинных двигателей. «Это естественные композиты, интерметаллиды, интеллектуальные материалы, металлические и керамические композиционные материалы, а также ПКМ нового поколения», – уточнила начальник НИО ВИАМ. По ее словам, при создании материалов нового поколения необходимо придерживаться принципа «материал-технология-конструкция».
Как заявила Ольга Оспенникова, одной из приоритетных целей развития производства авиационных двигателей является создание и внедрение интерметаллидных титановых сплавов и технологий изготовления деталей из них. «Без применения этих сплавов не может быть решен вопрос создания конкурентоспособных отечественных двигателей», – подчеркнула она.
По ее словам, в настоящее время актуальной задачей ВИАМ, реализуемой в рамках проекта семейства двигателей ПД-14, является создание центра компетенции по интерметаллидным титановым сплавам с низкой удельной плотностью. «Новые технологии изготовления из них деталей существенно увеличат весовую эффективность нового семейства двигателей за счет снижения в два раза массы лопаток турбины низкого давления», – добавила представитель ВИАМ.
Ольга Оспенникова также сообщила, что на производственном участке ВИАМ организованы изготовление и поставка литых прутковых заготовок из новых высокожаропрочных сплавов, в том числе для перспективного двигателя ПД-14, и переработка отходов серийных жаропрочных сплавов ЖС32, ЖС26, ЖС6У, ВЖЛ12У.
Кроме того, разработана технология получения материала из металлических волокон для высокотемпературных звукопоглощающих конструкций (ЗПК) с высокой акустической эффективностью в диапазоне частот 500–10000 Гц. «Применение звукопоглощающих материалов обеспечивает снижение веса высокотемпературных ЗПК до 1,5 раз, повышение акустической эффективности и рабочей температуры на 200°С», – заявила начальник НИО ВИАМ.
Говоря о реализации проекта перспективного двигателя ПД-14, Ольга Оспенникова отметила, что одной из важнейших проблем при создании данного двигателя является разработка мотогондолы. По ее словам, проект мотогондолы для ПД-14 предусматривает широкое (около 60% по массе) применение полимерных композиционных материалов нового поколения, обеспечивающих снижение массы конструкции при сохранении требуемых упруго-прочностных свойств, в том числе высоких ударной вязкости и стойкости к климатическим факторам. «В результате проведенных в ВИАМ исследований создано новое поколение высокодеформативных теплостойких связующих, полимерных композиционных и функциональных материалов, обладающих высоким уровнем физико-механических и эксплуатационных характеристик, которые планируется внедрить в конструкцию мотогондолы двигателя», – сообщила она.
Особое внимание в своем докладе Ольга Оспенникова уделила разработкам института в области аддитивных технологий. В частности, она рассказала о созданном в ВИАМ аддитивном производстве полного цикла, которое включает разработку порошковых композиций, 3D-моделей, конструирование поддержек технологий синтеза. «Наша инфраструктура позволяет в сжатые сроки разрабатывать технологии и изготавливать детали, отвечающие требованиям нормативной документации», – подчеркнула она.
По словам Ольги Оспенниковой, первый успешный опыт ВИАМ по внедрению аддитивных технологий – создание завихрителей фронтового устройства камеры сгорания перспективного двигателя ПД-14. «В настоящее время на ОАО «Авиадвигатель» поставлено более 200 таких деталей для комплектования четырех серийных двигателей ПД-14», – добавила представитель ВИАМ.
Напомним, что 20 апреля в рамках Международного форума двигателестроения ВИАМ провел симпозиум «Новые материалы и перспективные технологии металлургии».
Кроме того, к МФД-2016 ВИАМ подготовил специальный выпуск «Инженерной газеты».
***
Президент АССАД В.М. Чуйко выразил благодарность Генеральному директору ВИАМ, академику РАН Е.Н. Каблову и специалистам института за помощь в подготовке и проведении Международного форума двигателестроения и Научно-технического конгресса по двигателестроению.