История ВИАМ – это история рождения и становления новой науки – авиационного материаловедения, история возникновения и развития ресурсно-сырьевых и материаловедческих предприятий отрасли. На основе фундаментальных и прикладных исследований в институте создавались и осваивались в промышленности новые материалы, отвечающие высоким требованиям по прочности, ресурсу и надежности, позволившие СССР, а впоследствии и России, занять и сохранить передовые позиции в мировом аэрокосмическом сообществе.

Приказом по наркомату тяжелой промышленности СССР от 28 июня 1932 г. №435, ВИАМ наряду с созданием и внедрением авиационных материалов должен был определять пригодность применения материалов с выдачей рекомендаций по системам защиты от коррозии и внешних климатических факторов и обеспечивать разработчиков авиационной техники обязательными к исполнению стандартами на авиационные материалы и нормативной документацией по технологиям их производства и применению в конструкциях.
При создании ВИАМ было организовано восемь научных отделов:
- общего металловедения;
- черных металлов;
- цветных металлов;
- авиалеса;
- химико-технологический;
- химико-аналитический;
- сырьевых баз;
- экспериментальной металлургии.
В состав этих отделов входило 33 лаборатории.
Первый номер газеты «Вперед» от 18 августа 1935 года (газета Всесоюзного института авиационных материалов).
Тридцатые-сороковые годы
- Разработана и внедрена в самолетостроение первая отечественная высокопрочная сталь «хромансиль» (30ХГСА), опередившая на 25 лет мировые аналоги, что позволило освободиться от импортных поставок молибдена и никеля.
- Созданы и освоены первые алюминиевые сплавы серий дуралюмин и магналий для планера металлических самолетов.
- Разработан и внедрен в промышленность процесс ступенчатого азотирования больших шестерен авиадвигателей.
- Создана авиационная броня для штурмовика Ил-2 (Сталинская премия 1942 г.).


- Создан высокопрочный древесный композит – дельта-древесина – основной конструкционный материал для самолетов-истребителей (Ил, МиГ, ЛаГГ).
- Разработаны и внедрены новые технологии выплавки высокопрочных конструкционных сталей в мартеновских печах вместо электропечей, оставшихся на оккупированной территории (Сталинская премия 1943 г.).
- Созданы основы теории многоэлектродной структурной коррозии металлов.
- Разработана оригинальная высокопроизводительная технология изготовления заклепочной проволоки для боевых самолетов (Сталинская премия 1944 г.).

- Созданы пожаробезопасные протектированные фибровые баки, обеспечившие повышенную живучесть боевых самолетов.
- Созданы недешифруемые маскировочные лакокрасочные покрытия для боевых самолетов.
- В 1945 году за вклад в победу в Великой Отечественной войне институт награжден орденом Ленина.
- Разработана высокопроизводительная технология комбинированной сварки элементов конструкции самолетов Ил-2 и Як-7 из закаленной стали (Сталинская премия 1946 г.).
- Созданы жаропрочные наплавочные сплавы, не содержащие остродефицитного кобальта, для клапанов авиационных двигателей конструкции А.А. Микулина и В.Я. Климова (Сталинская премия 1946 г.).
- Выпущена монография «Теория и методы исследования коррозии металлов» (Сталинская премия 1946 г.).
- Создана прозрачная броня для самолетов (Ил-2, Як-1, Як-9, Ла-5, Ла-7), при разработке которой впервые была выдвинута и реализована идея композиционной брони (Сталинская премия 1949 г.).
- Разработаны основы теории рекристаллизации алюминиевых сплавов.
- Создан принципиально новый алюминиевый сплав В95 (Сталинская премия 1949 г.).
- Создан комплекс материалов и технологий для реализации атомного проекта в СССР (три Сталинские премии 1949 г.).

Пятидесятые-семидесятые годы
- Разработан комплекс полиэтилсилоксановых жидкостей для авиационных двигателей (Сталинская премия 1950 г.).
- Разработаны теоретические основы создания и выпущены директивные материалы по конструированию, изготовлению, защите от коррозии и сварке высокопрочных конструкционных сталей для ответственных силовых деталей самолета и реактивных двигателей.
- Создана серия высокопрочных алюминиевых сплавов для авиации (Ту-16, МиГ-15, МиГ-23, Антей и др.) и ракетной техники, а также технологии их антикоррозионной защиты.
- Разработаны: специальный сплав циркония с ниобием для тепловыделяющих элементов атомных реакторов (ТВЭЛ), а также конструкции и технологии производства ТВЭЛ для атомного реактора двигательной установки ледокола «Ленин» (Ленинская премия 1960 г.) и первого промышленного атомного реактора Нововоронежской АЭС (Государственная премия СССР 1967 г.).
- Получено первое авторское свидетельство №10868, зарегистрированное в Государственном реестре изобретений Союза ССР 24 апреля 1950 г.


- Созданы: алюминиевый сплав В96Ц1 и полимерные композиционные материалы для комбинированной оболочки центрифуг с увеличенной производительностью для получения ядерного топлива (Ленинская премия 1963 г.).
- Созданы первые бериллиевые сплавы, освоены технологии плавки и литья сплавов.
- Разработана теория гетерофазного строения жаропрочных сплавов.
- Созданы литейные и деформируемые жаропрочные никелевые сплавы для газотурбинных двигателей (Государственная премия СССР 1968 г.).

- Разработаны технологии вакуумно-индукционной плавки, вакуумного дугового переплава, электрошлакового переплава жаропрочных сплавов и высокопрочных сталей.
- Разработаны первые герметики, а также акриловые, перхлорвиниловые и эпоксидные лакокрасочные материалы.
- Заложены основы технологического процесса точного литья в вакууме ответственных деталей ГТД и крупногабаритных деталей для изделий авиакосмической техники.
- Созданы и внедрены в ракетной технике класс специальных кислотостойких сталей для работы в сильноокислительных средах и ингибитор топлива, примененные в двигателях РД-107, РД-108 и для ракеты Р7, которая вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли.
- Разработаны сплавы на основе тугоплавких металлов – молибдена, хрома, ниобия и вольфрама, технологии их производства и защитные покрытия для изделий ракетной и космической техники.
- Разработаны теоретические основы и созданы новые виды полимерных связующих, лакокрасочных материалов, клеев, герметиков, теплозащитных и эрозионностойких материалов, специальных покрытий, многофункциональных неметаллических (радиопрозрачных, радиопоглощающих) материалов.
- Выполнен комплекс работ по созданию алюминиевых, магниевых сплавов и новых технологических процессов по разработке жаропрочных материалов и теплозащитных покрытий для космического корабля «Восток» с летчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.
- Созданы новые термостойкие связующие, на основе которых разработаны многие типы теплостойких полимерных материалов для изделий авиационной техники.
- Разработаны первый отечественный титановый сплав и основы технологии плавки, литья и термомеханической обработки полуфабрикатов из титановых сплавов для применения в объектах авиационной и космической техники (Ленинская премия 1961, 1966, 1972 гг.).
- Созданы жаропрочные литейные магниевые сплавы для деталей ГТД; высокопрочные и коррозионностойкие сплавы для авиаколес и нагруженных деталей самолетов и вертолетов, эксплуатирующихся во всеклиматических условиях.
- Разработаны новые теплозащитные покрытия для изделий ракетной техники (премия Ленинского комсомола 1970 г.).
- Созданы и внедрены защитные технологические покрытия для термомеханической обработки заготовок из сталей и сплавов.
- Разработаны теоретические основы создания полимерных гибридных композиционных материалов (премия Совета Министров СССР 1972 г.).
- Разработаны первые высокомодульные полимерные композиционные материалы – угле- и боропластики (премия Ленинского комсомола 1972 г.).
- Разработаны литейные алюминиевые и магниевые сплавы, обладающие высокой прочностью при температурах до 400°С и сверхвысокой прочностью при комнатной температуре (Государственная премия СССР 1972 г.).
- Созданы высокопрочные ориентированные и «серебростойкие» оргстекла, разработана технология формования и изготовления деталей авиационного остекления (Государственная премия СССР 1973 г.).
- Разработана технология электронно-лучевого переплава мартенситостареющих сталей (Государственная премия УССР 1974 г.).
- Созданы высокотемпературные гидравлические жидкости для сверхзвуковой авиации и взрывопожаробезопасные жидкости для гражданской авиации, а также противообледенительные авиационные жидкости.
- Разработаны высокопрочные коррозионностойкие свариваемые стали для «стального» истребителя МиГ-25 и для узлов изменения стреловидности крыла самолетов МиГ-23 и Су-24; жаростойкие стали (Государственная премия СССР 1974 г.).

- Создан исследовательский комплекс для испытания материалов в условиях, имитирующих космические (премия Ленинского комсомола 1974 г.).
- Разработан комплекс материалов для широкофюзеляжного самолета Ил-86 (Ленинская премия 1977 г.).
- Разработан комплекс высокопрочных титановых сплавов для сварных конструкций шасси широкофюзеляжных самолетов (Государственная премия СССР 1978 г.).
- Разработаны углеродные волокнистые материалы (Государственная премия СССР 1978 г.).

- Разработана технология получения и организовано производство борных волокон (Государственная премия СССР 1978 г.).
- Разработан комплекс полимерных композиционных материалов для транспортного самолета Ан-124 («Руслан») и двигателя Д18 (Государственная премия УССР 1978 г.).
- Разработаны методы и средства защиты магниевых сплавов (Государственная премия СССР 1979 г.). Разработана технология промышленного производства полуфабрикатов (Государственная премия СССР 1979 г.).

Восьмидесятые-девяностые годы
- Разработаны и внедрены в промышленность новые технологические процессы и оборудование в области металлургии тугоплавких сплавов (премия Совета Министров СССР 1981 г.).
- Разработана технология изготовления штамповок из сплава 1960 и внедрена в серийное производство высокоскоростных энергосберегающих газовых центрифуг (премия Совета Министров СССР 1982 г.).
Созданы алюминиевые высокоресурсные сплавы повышенной чистоты по примесям: Д16ч., 1163, В93п.ч., В95п.ч., составляющие основу планера авиационной техники Ту-154, Ту-204, Ил-76, Ил-86 и др. В 1982 году за заслуги в создании и обеспечении материалами новых образцов техники ВИАМ награжден орденом Октябрьской Революции.
Орден Октябрьской Революции - Разработана технология изготовления титановых поковок и штамповок с использованием рекристаллизационных процессов (премия Совета Министров СССР 1984 г.).

- Разработана технология электрошлакового переплава высокопрочных сталей в промышленных установках (премия Совета Министров СССР 1984 г.).
- Разработаны принципы легирования и создания жаропрочных сплавов с защитными покрытиями (Ленинская премия 1984 г.).
- Разработаны высокожаропрочные сплавы и технологии их получения для дисков ГТД 4-го поколения (Государственная премия СССР 1985 г.).
- Созданы ионно-плазменные установки МАП-1, разработаны и внедрены в серийное производство жаростойкие защитные покрытия для деталей ГТД и других машин (премия Совета Министров СССР 1986 г.).
- Разработаны технологические процессы и оборудование для термической обработки специальных сталей (Государственная премия СССР 1986 г.).
- Разработаны методы предупреждения разрушения сталей, обусловленного наличием водорода (Государственная премия СССР 1986 г.).
- Созданы технологические процессы производства полуфабрикатов из магниевых сплавов для изделий оборонной техники (премия Совета Министров СССР 1986 г.).
- Разработаны технология и оборудование для литья с регламентированной равноосной структурой и методом направленной кристаллизации монокристаллических охлаждаемых лопаток для газотурбинных двигателей 4-го поколения и наземных газотурбинных установок (Государственная премия СССР 1987 г.).

- Разработаны кварцевые волокна и термостойкие теплозащитные материалы на их основе (Государственная премия СССР 1987 г.).
- Разработаны комплекс уникальных материалов (волокна, теплозащита, клеи, углеродуглеродные материалы, конструкционные углепластики, лакокрасочные покрытия, реакционноотверждаемые покрытия, фетры), а также технологии сборки и ремонта теплозащиты и средств неразрушающего контроля, обеспечившие создание многоразового космического корабля «Буран».

- Разработана теплозащита на основе стеклопластика для ракетной техники (Государственная премия СССР 1987 г.).
- Разработаны и внедрены в производство высокоэффективные методы сварки магниевых, алюминиевых и титановых сплавов (премия Совета Министров СССР 1988 г.).
- Разработаны высокопрочные арамидные волокна и композиционные материалы на их основе (Государственная премия СССР 1988 г.).
- Разработан новый класс высокопрочных безуглеродистых высокотехнологичных мартенситостареющих сталей, работоспособных в широком диапазоне температур (от -253 до +400°С), используемых для ответственных силовых деталей самолета и РДТТ (Государственная премия СССР 1989 г.).
- Разработаны материалы и технология ремонта рабочих лопаток ГТД (премия Совета Министров СССР 1990 г.).
- Разработана и внедрена комплексная ресурсосберегающая технология производства высоколегированных сталей и жаропрочных сплавов (премия Совета Министров СССР 1991 г.).
- Разработана серия полимерных сред для закалки листов из алюминиевых сплавов (премия РСФСР 1991 г.).
В 1994 году ВИАМ присвоен статус государственного научного центра РФ (постановление Правительства РФ №247 от 29.03.1994 г. ). Этот статус подтвержден постановлениями и распоряжениями Правительства РФ:
- от 04.06.1997 г. №880;
- от 29.01.2000 г. №159-р;
- от 20.02.2002 г. №218-р;
- от 31.12.2004 г. №1769-р.;
- от 17.01.2007 г. №40-р;
- от 28.02.2009 г. №252-р;
- от 15.02.2011 г. №221-р.
- Предложена и реализована концепция создания интеллектуальных и адаптирующихся полимерных композиционных материалов.
- Впервые в мировой практике выполнено крыло обратной стреловидности из адаптирующегося углепластика для самолета «Беркут».
В 1996–1998 гг. из-за резкого сокращения государственного финансирования институт оказался в тяжелом экономическом положении – проходил процедуру банкротства. Объем выполняемых работ был на уровне 15 млн рублей, а общие затраты только на коммунальные платежи составляли 40 млн рублей. Общий долг института приближался к 80 млн рублей. Сотрудникам института более 6 месяцев не выплачивалась заработная плата. Для перевода института на работу в новых условиях был разработан план финансового оздоровления:
- введена одна финансовая подпись;
- проведена реструктуризация института – закрыты все фирмы-посредники, которые работали в ВИАМ;
- сокращен коллектив за счет увольнения сотрудников, которые только числились в институте;
- введены мероприятия по экономии коммунальных платежей, установлен строгий учет расхода электроэнергии и воды;
- созданы участки по производству материалов и осуществлена преимущественная ориентация на внешнюю экономическую деятельность.
Коллектив института поддержал разработанный руководством план. Институт удалось не только сохранить, но и подготовить к работе в условиях рыночной экономики. Результаты не заставили себя ждать. Были заработаны первые деньги: за изготовление 30000 изоляторов для контактных сетей общественного транспорта г. Москвы, а также 5 млн долларов по контракту с Китаем. В кратчайшие сроки все долги были погашены и выплачена задолженность по заработной плате.
- Разработана и внедрена в изделия авиационной и ракетной техники серия конструкционных углепластиков (премия Правительства РФ 1998 г.).
- Разработаны технология и оборудование для высокоградиентного литья монокристаллических лопаток с транспирационным (проникающим) охлаждением и их защиты от высокотемпературной газовой коррозии для газотурбинных двигателей; созданы высокожаропрочные сплавы с повышенным содержанием рения.
- Разработана и поставляется термоэрозионностойкая эмаль для покрытий палуб авианесущих крейсеров, в том числе для крейсера «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов».
- Разработаны высокоэффективные технологические процессы литья новых алюминиевых сплавов для получения интегральных литосварных конструкций (премия Правительства РФ 1999 г.).
- Созданы высокопрочные, жаропрочные, технологичные литейные алюминиевые сплавы (ВАЛ10, ВАЛ12, ВАЛ14, ВАЛ8) и разработаны технологические процессы производства фасонных отливок из них для авиационной промышленности (премия Правительства РФ 1999 г.).
- Разработан новый класс алюминийлитиевых сплавов пониженной плотности для клепаных и сварных конструкций изделий авиационной и ракетно-космической техники (Государственная премия РФ 1999 г.).
Двухтысячные годы
- Разработаны высокопрочные пленочные клеи для сотовых и слоистых конструкций для изделий авиационной и космической техники (Государственная премия РФ 2000 г.).
- Создан новый класс жаропрочных экономнолегированных сплавов на базе интерметаллида никеля для ответственных деталей ГТД (премия Правительства РФ 2000 г.).
- Разработана комплексная противокоррозионная защита для обеспечения эксплуатации авиационной техники во всеклиматических условиях сроком до 40 лет (премия Правительства РФ 2001 г.).

- Разработаны специальные материалы для спортивных самолетов ОКБ «Сухого»: Су-26, Су-29, Су-31, Су-31М (Государственная премия РФ 2002 г.).
- Разработаны высокотемпературные покрытия, работоспособные до 2000°С (премия Правительства РФ 2002 г.). В 2002 году указом Президента РФ коллективу ВИАМ объявлена Благодарность за большой вклад в разработку и создание материалов для авиационно-космической техники. Торжества в честь 70-летия института прошли в Государственном Кремлевском дворце.
- Разработаны и внедрены конструкционные титановые сплавы в изделия авиакосмической и ракетной техники (премия Правительства РФ 2003 г.).
- Создано производство фенолокаучуковых пенопластов ФК-20, ФК-40, широко используемых для теплозащиты в авиакосмической технике, в том числе в истребителях Су-27, МиГ-29, ракетоносителях «Протон» и «Союз».
- Разработано более 100 пожаробезопасных материалов для интерьера всех типов пассажирских самолетов и вертолетов, что исключило случаи возгорания материалов интерьера.
НИЦ "Курчатовский институт" – ВИАМ – единственная организация в России, которая располагает всем комплексом испытательного оборудования по оценке пожаробезопасности материалов.
Институт принял участие в восстановлении скульптурной композиции В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Для оценки поверхности оболочки скульптуры был разработан неразрушающий метод контроля, для очистки поверхностей от продуктов коррозии разработана и произведена антикоррозионная паста. Для изготовления основного силового каркаса скульптуры были предложены: материалы для верхней и вспомогательной частей каркаса, технологии сварки и контроля сварных соединений, изготовления силовых профилей и защиты от коррозии каркаса и мест соединений.

- Разработано новое поколение высокожаропрочных деформируемых и литейных свариваемых сплавов (ВЖ171, ВЖ172, ВЖ172Л) для камер сгорания, корпусов, лопаток, дисков и других деталей турбины и компрессора, а также высокожаропрочный дисковый сплав ВЖ175.
- В 2007 году указом Президента РФ коллективу института объявлена Благодарность за большой вклад в создание новых материалов и технологий для авиационной промышленности.
- Разработана технология вакуумной выплавки литейных никелевых жаропрочных сплавов, в том числе с использованием до 100% отходов, обеспечивающая минимальное содержание вредных примесей и суженные интервалы легирования.
- Создано новое поколение безуглеродистых рений-рутенийсодержащих (ВЖМ4, ВЖМ6, ВЖМ7) и интерметаллидных (ВИН3, ВИН4) сплавов для литья монокристаллических лопаток, а также высокотехнологичный сплав ВЖЛ-21 – для литья лопаток и деталей с поликристаллической структурой.
- Введен в эксплуатацию филиал института – Геленджикский центр климатических испытаний им. чл.-кор. АН СССР Георгия Владимировича Акимова.

- Создана инновационная технология изотермической штамповки на воздухе в режиме сверхпластичности дисков из супержаропрочных сплавов для газотурбинных двигателей и энергетических установок (премия Правительства РФ 2010 г.).
- Создано единственное в РФ производство мелко- и ультрадисперсных металлических порошков способом атомизации (распыление расплава инертным газом).
- Созданы высокотемпературные гетерогенные системы золь-гель технологии синтеза конструкционных керамических композиционных материалов, устойчивых при длительной эксплуатации до 2000°С, с многоуровневой комплексной системой защиты для перспективных двигательных установок и гиперзвуковых летательных аппаратов (премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 г.).
- Решением Комиссии Минпромторга России от 11 августа 2011 г. по оценке результативности деятельности научных организаций за период 2006–2010 гг. ВИАМ отнесен к первой категории – «Лидер» – среди научных организаций Минпромторга России.
- В ВИАМ выполнен большой объем работ по созданию научно-технического задела в области материалов и технологий для производства двигателей и самолетов пятого поколения, а также пассажирских самолетов «Регионального Российского» (RRJ) и «Ближне-Средне-Магистрального» (БСМС).
За большой вклад в разработку и создание материалов для авиационно-космической, атомной и других видов специальной техникам сотрудникам института присуждены высокие звания лауреатов государственных премий, в том числе:
- Государственная премия СССР – 55;
- премия Совета Министров СССР – 47;
- премия ЦК ВЛКСМ и Ленинского комсомола – 16;
- Государственная премия РСФСР – 2;
- Государственная премия Украинской ССР – 4;
- Государственная премия Казахской ССР – 2;
- Государственная премия РФ – 13;
- премия Правительства РФ – 51;
- премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых – 2.
Руководители ВИАМ
- 1932–1933 гг. начальник – П.А. Бахматов;
- 1933–1938 гг. начальник – В.М. Десятников; заместитель начальника, научный руководитель, д.т.н., профессор И.И. Сидорин;
- 1938–1951, 1955–1976 гг. начальник – чл.-кор. АН СССР, д.т.н., профессор, генерал-майор инженерно-авиационной службы А.Т. Туманов;
- 1951–1955 гг. начальник – Н.Д. Бобовников;
- 1976–1996 гг. начальник, Генеральный директор (1989 г.) – чл.-кор. РАН, д.т.н., профессор Р.Е. Шалин;
- 1996 –2022 гг. генеральный директор – академик РАН, д.т.н., профессор Е.Н. Каблов.
- с 2023 г. по настоящее время генеральный директор С.В. Яковлев.