24 ноября 2015 года Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Евгений Николаевич Каблов принял участие в совещании по вопросам реализации проекта создания авиационного двигателя ПД-14 для гражданской авиации.
Мероприятие прошло в Перми на базе ОАО «Авиадвигатель» под председательством Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Валентиновича Мантурова.
«Двигатель ПД-14 является базовым для авиалайнеров МС-21, но развитие данного семейства двигателей применимо и для других самолетов, – отметил Денис Мантуров. – Мы рассчитываем, что газогенератор, который разработан в рамках этой программы, будет использоваться для двигателей на тяжелые вертолеты и другие типы авиационной техники, для того чтобы максимально увеличивать серийность, производство этого семейства».
По словам главы Минпромторга, реализация проекта идет по графику, а летные испытания двигателя начались в ноябре текущего года в ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Перспективные двигатели семейства ПД-14 вошли в проект комплексной целевой программы создания авиационных двигателей на период до 2025 года и должны наглядно продемонстрировать российским и иностранным компаниям, что данная силовая установка эффективнее с точки зрения эксплуатационных расходов.
«С учетом того, что в целом мы выходим по самолету МС-21 на уровень локализации в России свыше 60% комплектующих, то по двигателю мы должны увеличить этот процент и довести его до 100. Это повысит нашу технологическую независимость и, самое главное, обеспечит максимальный экономический эффект», – заключил Денис Мантуров.
План-график предполагает получение сертификата типа АР МАК в первой половине 2017 года и начало летных испытаний воздушного судна МС-21 с двигательной установкой ПД-14 в середине того же года. Что касается начала серийного производства двигателей, то это будет синхронизировано с запуском серийного производства авиалайнера МС-21 с 2018 года.
В свою очередь Евгений Каблов подчеркнул, что ПД-14 - абсолютно конкурентоспособный двигатель, поскольку в полной мере отвечает требованиям главы 14 ИКАО по уровню шума, нормам по эмиссии. «Россия реально продемонстрировала способность, компетентность создать полноразмерный масштабный двигатель. Если государство обладает такими способностями, оно относится к ведущим машиностроительным державам. Это вызывает чувство гордости».
Генеральный директор ВИАМ также отметил, что «уровень развития машиностроения в Перми очень высокий. И пока мы владеем такими технологиями, у нас есть хорошие перспективы создать конкурентоспособный двигатель».
Участники рабочего совещания также посетили производственные площадки ОАО «Пермский моторный завод» по сборке двигателей семейства ПД-14 и ОАО «Авиадвигатель», где ознакомились с работой установки испытания маслосистемы и лаборатории механических испытаний образцов материалов для двигателя ПД-14.
Напомним, что в ПД-14 используется более 20 современных материалов нового поколения, разработанных в ВИАМ. В частности, для изготовления деталей и агрегатов мотогондолы этого двигателя в ВИАМ разработаны и производятся препреги угле- и стеклопластиков, которые по характеристикам не уступают лучшим мировым аналогам. Более того, специалисты ВИАМ впервые в России изготовили по аддитивной технологии деталь (завихритель фронтового устройства камеры сгорания) двигателя ПД-14.
СПРАВОЧНО
ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 тонн) — проект семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлёте от 9 до 18 тонн, разрабатываемый предприятиями ОДК (головной разработчик — ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь), головной изготовитель — ОАО «ПМЗ» (г. Пермь)). Семейство двигателей ПД предназначено для установки на самолёты МС-21-200/300/400.