16 июля 2015 года Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Евгений Николаевич Каблов посетил Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), где принял участие в заседании Ученого совета вуза.
В рамках мероприятия руководитель ВИАМ выступил с докладом «Производство охлаждаемых лопаток ГТД – основной показатель уровня развития машиностроения».
В частности, он отметил, что «для успешного перехода России к новому технологическому укладу и созданию на этой основе конкурентоспособных изделий необходимо глубокое прогнозирование и планирование действий, в том числе – и в области создания производства материалов».
В этой связи Евгений Каблов рассказал о «Стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года». По его словам, документ разработан ВИАМом при участии РАН, государственных научных центров, одобрен многими министерствами и ведомствами, а в последующем утвержден Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии РФ. «Главная роль в нем отводится созданию и производству материалов нового поколения, в основе разработки и производства которых лежат четыре принципа. Это фундаментальные и фундаментально-ориентированные исследования институтов РАН, применение "зеленых" технологий в процессе разработки и производства материалов и комплексных систем защиты, реализация с использованием информационных технологий полного жизненного цикла «разработка материала - эксплуатация - ремонт - утилизация», неразрывность цепочки «материал - технология - конструкция - оборудование», - сообщил Генеральный директор ВИАМ.
Как отметил Евгений Каблов, в настоящее время ключевую роль в конструкции ГТД играют никелевые и титановые сплавы (32% и 30% соответственно), но к 2025 году резко возрастет доля полимерных композиционных материалов и интерметаллидов, что позволит снизить массу конструкции двигателя до 40%.
По словам руководителя ВИАМ, одним из самых перспективных направлений современного авиационного двигателестроения являются аддитивные технологии. В частности, он рассказал о классификации аддитивных технологий, уровнях их реализации, а также структуре аддитивного производства для изделий из сплавов. Кроме того, он доложил об основах создания жаропрочных никелевых сплавов, технологии выплавки жаропрочных сплавов нового поколения, а также уделил особое внимание технологии литья лопаток ГТД и ГТУ с направленной монокристаллической структурой.
Евгений Каблов в своем выступлении коснулся темы разработки директивных технологических процессов (ДТП) изготовления деталей двигателей авиационной техники. «Внедрение ДТП позволило увеличить выход годного до 70%, повысить предел выносливости и исключить разрушение лопаток по термоусталостному механизму», - уточнил Евгений Каблов. По его мнению, необходимо обеспечить обязательное соблюдение требований ДТП и согласование технологических процессов изготовления рабочих и сопловых лопаток ГТД с ВИАМ.
В ходе Ученого совета с докладом «Перспективы и проблемные вопросы внедрения в производство аддитивных технологий синтеза сложных деталей газотурбинных двигателей» выступила начальник НИО ВИАМ «Жаропрочные литейные и деформируемые сплавы и стали, защитные покрытия для деталей ГТД», кандидат технических наук Ольга Геннадиевна Оспенникова.
По ее словам, совершенствование любого производства невозможно без применения новых материалов, модернизации, инновационных разработок и экономии ресурсов. «Именно поэтому так важно сегодня использование передовых аддитивных технологий, которые позволяют создавать детали высокого качества с наименьшими затратами, - отметила Ольга Оспенникова. Она также сообщила, что особый интерес к аддитивным технологиям проявляет авиационно-космическая промышленность, которая занимается мелкосерийным производством высококачественных деталей. В качестве примера Ольга Оспенникова привела корпорацию Boeing, которая уже изготавливает с применением 3D-печати более 22 тысяч деталей 300 наименований для 10 марок коммерческих и военных самолетов.
В своем выступлении докладчик также рассказала об опыте института в создании и применении аддитивных технологий. «Для решения проблемы острой нехватки металлических порошков отечественных сплавов в ВИАМ был организован замкнутый цикл аддитивного производства деталей сложных технических систем, который позволил снизить стоимость отечественных порошков до уровня зарубежного производства», - подчеркнула начальник НИО ВИАМ.
Она также напомнила, что в этом году специалисты ВИАМ впервые в России изготовили по аддитивной технологии с применением отечественной металлопорошковой композиции деталь перспективного авиационного двигателя ПД-14 (завихритель «фронтового» устройства камеры сгорания). «Данная работа проводилась в интересах индустриального партнера ОАО «Авиадвигатель» с применением принципиально новой аддитивной технологии, что позволило в 10 раз сократить трудоемкость ее изготовления и повысить коэффициент использования металла в 3-5 раз», - добавила она.
Представитель ВИАМ озвучила ряд предложений института для эффективного развития аддитивной отрасли в России. В частности, отмечена целесообразность создания консорциума научных, образовательных и производственных организаций по разработке, внедрению и реализации аддитивных технологий в различные отрасли промышленности. Кроме того, предложено организовать на базе ВИАМ межотраслевой инжиниринговый центр «Порошковые композиции и аддитивные технологии» и национальный технический комитет «Аддитивные технологии». По словам Ольги Оспенниковой, для устойчивого развития аддитивной отрасли также необходимо создать систему сквозного обучения специалистов в этой области и систему национальных стандартов.
В рамках визита в вуз Евгений Каблов посетил литейную кафедру УГАТУ и отметил высокий уровень ее технологического оснащения.
Напомним, что в этот же день между ВИАМ и УГАТУ было подписано соглашение о сотрудничестве.
СПРАВОЧНО
Уфимский государственный авиационный технический университет является крупным учебно-научно-инновационным комплексом с сильными научными школами, позволяющими готовить квалифицированные кадры всех уровней: бакалавров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук. В его составе действуют 7 факультетов дневной формы обучения, Институт экономики и управления, вечерний факультет при УМПО, 5 филиалов в городах Республики Башкортостан, Региональный межотраслевой центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, Башкирский региональный центр новых информационных технологий, Учебно-аттестационный центр безопасности жизнедеятельности, Республиканский центр защиты информации, редакционно-издательский комплекс. В составе научно-исследовательской части университета – 6 научно-исследовательских институтов, Межвузовская лаборатория технических систем медико-экологических исследований, более 50 лабораторий.