Паспортизация – краеугольный камень системы управления качеством авиационных материалов

Ровно 68 лет назад, 6 июля 1951 года, впервые в нашей стране во Всесоюзном научно-исследовательском институте авиационных материалов был паспортизирован авиационный материал. Это событие стало поворотным моментом не только для авиационного материаловедения, но и для всего отечественного авиастроения.

Об основных этапах развития системы управления качеством авиационных материалов рассказал заместитель Генерального директора ВИАМ Юрий Николаевич Шевченко.

Юрий Николаевич, расскажите об истории зарождения практики паспортизации авиационных материалов в нашей стране.

- На протяжении всей своей истории ВИАМ как головной институт отрасли не только создает новые материалы и режимы технологий, но и несет всю полноту ответственности за их применение по всему циклу использования, вплоть до эксплуатации в изделиях. Поэтому управление качеством авиационных материалов является одной из важнейших функций института.

Первый паспорт был утвержден 6 июля 1951 года на металлокерамический сплав марки КС-1, который был разработан для камеры сгорания авиационного двигателя.

Уже в следующем году приказом Минавиапрома СССР была введена система обязательной паспортизации всех авиационных материалов для всех типов летательных аппаратов. В директивном порядке запрещалось вносить изменения в состав, параметры, свойства материалов, а также менять режимы технологических процессов их получения и условия эксплуатации, зафиксированные в паспорте на материал и сопутствующей нормативно-технической документации.

Эти меры сделали паспортизацию материалов эффективным средством обеспечения их качества. При этом все сведения, весь банк данных по авиаматериалам, их природе, свойствам, методам испытаний, результатам оценки и изучения аккумулировались в головном материаловедческом институте – ВИАМ, что обеспечивало четкую бесперебойную работу системы контроля за качеством.

На данный момент в ВИАМ разработано более 3500 паспортов.

Хочу отметить, что с 1957 года ВИАМ начал проводить экспертизу применения материалов в каждой проектируемой конструкции. На сегодняшний день институтом проведена экспертная оценка более 3500 спецификаций материалов различных летательных аппаратов.

В 1972 году на институт был возложен авторский надзор по всей цепочке производства и использования авиационного материала вне зависимости от ведомственной принадлежности разработчика или производителя. ВИАМ была поручена также аттестация заводских лабораторий. Вся технологическая документация по использованию и применению материалов предприятий, их производивших и перерабатывающих, должна соответствовать разработанным ВИАМ технологическим режимам. Технические условия на поставку материалов, если они разработаны не в ВИАМ, должны были согласовываться с институтом.

Что включает в себя паспорт на авиаматериал?

- Недостаточное знание особенностей поведения материала при эксплуатации, пренебрежение его служебными характеристиками может привести к трагическим последствиям. Поэтому паспорт на авиационный материал включает не только основные прочностные параметры материала, являющиеся основой для расчетных характеристик силовой конструкции, но и большое количество служебных характеристик, определяющих надежность и безопасность материала.

Естественно, что количество параметров увеличивается по мере расширения и углубления знаний об особенностях поведения материала в процессе эксплуатации. Так, например, для материалов, работающих при повышенных температурах, к определяющим показателям кратковременной и длительной прочности, пластичности и ползучести добавились параметры трещиностойкости в условиях малоцикловой усталости и ползучести.

В 1979 году в СССР была создана система управления качеством авиационных материалов…

- Да. Решающим фактором отсутствия аварий, происшествий и катастроф воздушных судов по вине материалов являлось наличие Системы управления качеством авиационных материалов (СУПРАКАМ), утвержденной в 1979 году Министром авиационной промышленности СССР.

Задача СУПРАКАМ – обеспечение пригодности материалов для использования их в конструкциях авиационной техники. Для этого система предусматривала комплекс взаимоувязанных научных, технических и организационных решений и мероприятий, направленных на достижение и обеспечение требуемых характеристик качества материалов.

В отличие от СУПРАКАМ, западная система гарантировала стабильность материала, но пригодность, то есть применение его в конструкции и допуск в производство, были прерогативой разработчика или производителя летательных аппаратов.

Регулируя порядок организации управлением качества авиационных материалов на стадиях разработки, производства и применения материалов, СУПРАКАМ определяла несколько ответственных организаций. В частности, ВИАМ отвечал за полноту и точность информации о свойствах материала – паспорт, определяющий состав, строение и структуру, параметры технологии его получения и определяемый ими комплекс свойств, выдачу рекомендаций по их применению. ВИЛС – за управление качеством полуфабрикатов на металлургических заводах. НИАТ отвечал за соблюдение рекомендаций и директивных требований ВИАМ по обработке материалов и полуфабрикатов в серийном производстве авиационной техники.

Разработка и успешная реализация СУПРАКАМ стали весомым достижением, обеспечившим надлежащее качество авиационных материалов в XX веке. Причем, система сформирована таким образом, что может учитывать изменения в экономике, организации и управлении авиационной промышленностью и эффективно развиваться и в наши дни.

Как сегодня обстоят дела с системой сертификации авиационных материалов?

- В 1994 году Авиационный регистр МАК начал разрушать СУПРАКАМ для гражданской авиационной техники. ВИЛС и НИАТ были полностью отстранены от работы в системе управления качеством материалов, их функции перешли к сертификационным центрам. За ВИАМ были оставлены вопросы паспортизации и экспертизы применения материалов. В 2009 году по решению Авиационного регистра МАК СУПРАКАМ была полностью упразднена, а функции ВИАМ переданы сертификационному центру.

Отмечу, что созданные АР МАК сертификационные центры представляют собой коммерческие структуры с организационно-правовой формой «ООО». Выполняемые ими сертификационные обследования систем менеджмента качества, лабораторий, цехов, как правило, не гарантируют беспристрастное подтверждение качества.

Таким образом, сегодня системный подход к управлению качеством авиаматериалов полностью разрушен, из-за чего стало возможным применение материалов, не соответствующих требованиям производства авиационной техники.

Важно понимать, что речь идет о надежности и безопасности гражданских авиаперевозок. Для полной и всесторонней оценки всех показателей работоспособности авиационных материалов, обеспечения допуска материалов и обеспечения их качества с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования», ГОСТ Р ЕН 9100–2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования» необходимо восстановить основные элементы СУПРАКАМ. Кроме того, требуется разработать положения о единых требованиях по управлению качеством авиационных материалов на стадии разработки, применения и производства для всех видов авиационной техники.

Подводя итог, могу сказать, что в СССР единая система управления качеством стала одним из важнейших преимуществ отечественного авиастроения. Думаю, очевидно, что и в наше время СУПРАКАМ может обеспечить конкурентоспособность нашей авиационной техники на мировом рынке. ВИАМ, накопивший уникальный опыт исследований в области разработки, допуска и применения материалов, готов вернуться к этой работе.

06.07.2019