«Титан – уникальный металл, обладающий рядом важных свойств…»

Основным направлением деятельности Надежды Алексеевны Ночовной является разработка и создание титановых сплавов, в первую очередь сплавов на интерметаллидной основе, разработка процессов химико-термической обработки и методов модификации поверхности деталей из титановых сплавов для повышения их износостойкости и защиты от эрозионных воздействий.

Разработанные под ее руководством и при ее участии технологические процессы поверхностной обработки титановых сплавов получили широкое применение в орбитальном корабле «Буран», самолетах Як-42, Ан-225 «Мрия», Ан-22 «Антей» и в ряде космических аппаратов.

Н.А. Ночовная – лауреат премии Правительства Российской Федерации (2003 г.), автор более 100 научных трудов и 15 авторских свидетельств и патентов.

«Занятия в «титановой группе» определили мой дальнейший выбор работы и жизненный путь…»

Я коренная москвичка, родилась здесь, как и все мои родные, поэтому отношусь к Москве с особым чувством, как к родному городу, где жили и живут мои близкие и друзья. После окончания школы поступила в Московский авиационный технологический институту им. К.Э. Циолковского. Влияние на выбор института во многом оказала сфера деятельности моих родных: с авиацией были связаны отец и дядя. В институте было очень интересно, годы учебы, пожалуй, одни из лучших в жизни – как, наверное, у всех, кто получал высшее образование на дневной форме обучения.

Студенческая жизнь была очень насыщенной: кроме учебы, студенческие слеты, конференции и, конечно «картошка»… Но, главное, учиться было очень интересно. Преподавательский состав в МАТИ был тогда, как и сейчас, очень хороший. Среди преподавателей запомнились такие яркие личности, как профессора, доктора технических наук Анна Архиповна Буханова, Ольга Семеновна Бочвар, Михаил Владимирович Шаров, Виктор Владимирович Ливанов, Борис Александрович Колачев и другие ученые, которые практически создавали металловедение титановых сплавов. С третьего курса началась специализация, и я попала во вновь созданную экспериментальную «титановую группу», где было много дополнительных лекций непосредственно по данной теме. Занятия в «титановой группе» определили мой дальнейший выбор работы и жизненный путь. А работа в ВИАМе в лаборатории титановых сплавов стала делом жизни.

Один из курсов по металловедению титановых сплавов вел профессор Сергей Георгиевич Глазунов – основатель первой в России титановой лаборатории, где была создана отечественная школа титанового металловедения и заложены основы титановой металлургии нашей страны. В этой лаборатории был получен первый российский титановый слиток и разработаны конструкции вакуумно-дуговых печей для плавки этого металла, ставшие прообразом промышленных установок.

Конец 1960-х – начало 1970-х годов стали временем интенсивного развития титановых сплавов. Росло их применение в авиационной и космической технике, у титана был, можно сказать, «творческий расцвет».

Титан – уникальный металл, обладающий рядом важных свойств, которые, казалось бы, абсолютно не сочетаются. Это высокая коррозионная стойкость, малый удельный вес при высоких прочностных характеристиках и хорошей технологичности, биоинертность выше, чем у благородных металлов.

Свое первое применение титан нашел в ракетостроении: еще в конце 1950-х годов из сплава ОТ4-1 был изготовлен корпус ракеты. Создание самолета Т-4 положило начало новой эры летательных аппаратов – именно этот самолет воплотил все прогрессивные конструкторские и технологические решения своего времени и явился прообразом современного Т-50. Титановые сплавы составляли более 50% всех материалов, применяемых в самолете – вся обшивка крыльев и фюзеляжа была изготовлена из листового титанового сплава ОТ4, только шасси стальные.

Универсальность титановых сплавов позволяет применять их как в конструкции планера, так и двигателя. Использование сплавов на основе титана в авиационном двигателе на сегодняшний день возможно до температур 600°С включительно. Сейчас интенсивно ведутся разработки сплавов на основе интерметаллидов титана и технологий, которые позволят применять эти сплавы вплоть до 800°С.

«Когда состоялся первый полет Ту-160, это был наш общий праздник...»

По окончании института меня оставили на кафедре. Но, проработав в МАТИ три года, я перешла в ВИАМ. Почему так поступила? Конечно, кафедра – это и наука, и преподавание, и возможность аспирантуры. Но очень хотелось работать в ВИАМе, я уже много знала об этом институте, знала, какие известные ученые с мировым именем работают там – Сергей Георгиевич Глазунов, Самуил Зейликович Бокштейн, Валентин Николаевич Моисеев… Много слышала о Сергее Тимофеевиче Кишкине и Николае Митрофановиче Склярове. Меня приняли в титановую лабораторию, возглавляемую в то время С.Г. Глазуновым, где я работаю по сей день и благодарю судьбу, что мне была предоставлена такая возможность. Никогда не забуду первых ощущений, когда пришла в ВИАМ. Увидела воочию людей, которых мы, студенты, считали легендарными, книги и статьи которых читали. Почувствовала, что передо мной открылась дверь в новый мир, мир творчества и огромных возможностей.

Работать в этой лаборатории было очень увлекательно, я быстро поняла, что мое образование продолжается, что узнаю много нового.

Самое главное в жизни, как мне кажется – видеть плоды своих трудов, создавать что-то такое, чем пользуются люди. Особое чувство удовлетворения испытываешь, когда не просто выполняешь рутинную, повторяющуюся работу, а создаешь что-то новое, лучшее. И обстановка в лаборатории была именно такой. Здесь создавались жаропрочные и высокопрочные сплавы, работали такие выдающиеся специалисты и ученые, как уже упомянутый Валентин Николаевич Моисеев, Ольга Григорьевна Солонина, Анатолий Иванович Хорев

Наша наука всегда была ориентирована на практику. Мы постоянно выезжали на заводы, в частности, в 80-е годы, когда создавался самолет Ту-160, как его теперь гордо называют, «Белый лебедь». В ту пору я познакомилась с ВСМПО, Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением в Свердловской области. Теперь это – корпорация ВСМПО-АВИСМА, входящая в состав госкорпорации «Ростех», не просто большая российская металлургическая компания, производящая титан и изделия из него, но крупнейший в мире производитель титана, которому принадлежит ведущая роль в мировой индустрии производства изделий и полуфабрикатов из легких сплавов. Кстати, на этом громадном комбинате довелось побывать еще на практике, когда училась в МАТИ.

Сотрудники нашей лаборатории принимали непосредственное участие в работе ВСМПО при налаживании технологии получения полуфабрикатов для изготовления конструкций и деталей для Ту-160, отрабатывали процессы плавки, деформации и термической обработки. Командировки длились неделями и были очень насыщенными, включая ночные дежурства, поскольку производство шло непрерывно. Конечно же, там работали и сотрудники ОКБ Туполева, то есть шло комплексное взаимодействие конструкторов, материаловедов и производственников. Итогом этой работы стал первый полет Ту-160, когда мы увидели плоды своего совместного труда и это был наш общий незабываемый праздник.

«Общение с выдающимися учеными и специалистами сыграло в моем становлении очень большую роль…»

Руководителем сектора нашей лаборатории в конце 1970-годов был доктор технических наук Владислав Валентинович Тетюхин, он впоследствии сменил Сергея Георгиевича Глазунова на посту начальника лаборатории, которая тогда называлась научно-исследовательским отделением. Интересен тот факт, что свою докторскую диссертацию В.В. Тетюхин защищал в ВИАМе. В начале «лихих» 90-х годов Тетюхин вернулся на ВСМПО и впоследствии стал его генеральным директором.

Общение с выдающимися учеными и специалистами сыграло в моем профессиональном становлении очень большую роль. Когда думаю, с какими людьми сводила судьба, то понимаю, какая удивительная удача выпала мне. Каждый из них был яркой личностью, обладал высочайшим профессионализмом и учил нас – не только словами, но и делами, поступками, отношением к работе. Никогда не забуду Николая Митрофановича Склярова. Доктор технических наук и профессор, удостоенный многих наград и званий, он был необыкновенно разносторонне одаренным человеком. Создание уникальной самолетной брони, теории горения титановых сплавов и пожаробезопасных титановых сплавов – это только маленький перечень научных разработок Николая Митрофановича. Это был уникальный, удивительный человек. Необычайно интеллигентный, с высочайшей эрудицией. Как часто говорит наш Генеральный директор, академик РАН Евгений Николаевич Каблов, настоящий специалист должен уметь объяснять так, чтобы его понял человек, не сведущий в данной области. Такое умение есть далеко не у всех, но Николай Митрофанович владел им в полной мере. И в самом деле, доступно можно объяснить лишь то, что абсолютно четко понимаешь сам. Вспомним самоироничную поговорку преподавателей: так долго объяснял студентам, что даже сам все понял…

Николай Митрофанович четко ставил задачи, всегда мог дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые тебя интересовали. Работа с ним была действительно творческой и воспитывала человека как личность.

Пожалуй, умение четко излагать свои суждения так, чтобы было понятно разным людям, и умение понимать других людей, когда они хотят тебе объяснить что-то особенное – это одно из проявлений стиля виамовской работы. А выработала такое умение практическая необходимость – ведь по роду нашей деятельности нам приходится общаться и с конструкторами, и с производственниками, и с другими специалистами. И не просто общаться, а работать, решать общие задачи, что без взаимопонимания невозможно.

Николай Митрофанович и Елена Андреевна Борисова, которая была замначальника нашей лаборатории и его супругой, запомнились как заядлые путешественники. Однажды даже прошли на атомоходе «Арктика» по Северному морскому пути. Из своих путешествий обязательно привозили фотографии и устраивали в институте очень интересные выставки. Это тоже проявление одной из многих граней выдающейся личности: и благородное стремление самим увидеть мир, и желание познакомить с новой интересной информацией товарищей по работе. Николай Митрофанович так очень захватывающе рассказывал о своих путешествиях – это дар ученого, исследователя, преподавателя, увлеченного человека.

«В работе нашей лаборатории концепция «материал – технология – конструкция» проявляется в полной мере...»

Работая в ВИАМе десятилетия, я помню, какими тяжелыми были 90-е годы. И могу сравнивать отношение к этому периоду разных поколений виамовцев. Для молодых - это трудные периоды истории, о которых они слышали от старших, а для людей старшего поколения – это было крушение всего того, к чему привыкли. Это был прямой риск потерять целый прежний мир со множеством людей, которые хорошо работали, и с которыми тебе было работать хорошо, потерять идеологию, систему ценностей, в которой жили. Это, конечно, воспринималось, как катастрофа. Словно на твоих глазах рушится дом, потому что работа для нас и тогда была, и сейчас является домом, для кого вторым, а для кого и первым, но всегда домом, в строительстве которого ты сам принимал участие.

Я до сих пор с содроганием думаю, что бы могло случиться с ВИАМом. Но мы выжили и продолжаем развиваться. И роль Евгения Николаевича Каблова здесь переоценить просто невозможно. Вот, что значит быть настоящим ученым, ученым с большой буквы, способным решать не только научные, но и административные проблемы, создавать концепцию выживания и развития, несмотря на все неблагоприятные факторы. И выстоять в тяжелые времена, повести за собой коллектив… Причем не под лозунгами борьбы и огульного отрицания прежнего, как это делали некоторые перестроечные руководители, а для того, чтобы делать конкретные дела, реализовать конкретные идеи.

Сейчас, сравнивая положение дел в разные времена, могу на основе своего опыта сказать: ВИАМ работает на уровне, который мы не могли представить даже в период интенсивного развития советской науки в 1970-е, 80-е годы. В том числе по титановым сплавам , хотя напомню, что в те годы работы по титану переживали расцвет. Я жалею о многом, что было утеряно в масштабах страны в те времена, особенно в 90-е годы,– это и отношение к науке в целом, и определенный статус НИИ, и культура высокотехнологичных производств... Но ВИАМ свой статус сохранил и впоследствии укрепил, именно наш институт стал ведущим материаловедческим центром страны.

Мы поддерживаем и развиваем контакты с предприятиями отрасли. Командировок на предприятия очень много, ездим постоянно. И я с удовольствием отмечаю у наших партнеров особое отношение к ВИАМу и виамовцам. Ведем совместные работы с Пермским «Авиадвигателем», Уфимским моторостроительным производственным объединением, ПАО «Туполев», корпорацией «Иркут», Самарским научно-техническим комплексом имени Н.Д. Кузнецова, Нижегородским «Гидромашем», Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением, Ступинской титановой компанией, Чепецким механическим заводом… Обращает на себя внимание разнообразие наших контактов – это и металлурги, и конструкторы, и производственные предприятия, создающие авиационную технику. Положение почетное, поднимающее самооценку – мы многим нужны! – но и очень ответственное. В свое время в ВИАМе по инициативе Евгения Николаевича Каблова была создана концепция всей нашей деятельности как материаловедов, короткая формулировка которой: «материал – технология – конструкция». И в работе нашей лаборатории, в ее внешних контактах эта концепция проявляется в полной мере.

Например, наше взаимодействие с металлургами необходимо для того, чтобы, отработав процесс создания нового сплава в условиях опытного производства, масштабировать и оптимизировать этот процесс уже в виде технологии массового производства: мы продолжаем нести ответственность за то, что делают из наших сплавов уже в промышленных масштабах.

«Современная техника привлекает молодежь…»

Политика руководства ВИАМ направлена, в частности, на то, чтобы все подразделения института, в том числе наша лаборатория, имели современную исследовательскую и производственную технику. Это новые литейные и термические печи, позволяющие воплощать в жизнь инновационные технологии, такие, как получение слитков из интерметаллидных сплавов, изотермическая штамповка и т.д. Современная техника привлекает молодежь, и ее сейчас в нашей лаборатории, как и во всем ВИАМе, много. У нас работают в основном выпускники МГТУ, МАТИ, есть ребята из МИСиСа. Например, начальники секторов Евгений Борисович Алексеев и Анатолий Львович Яковлев, инженеры Анна Викторовна Новак, Станислав Владимирович Путырский и другие. Много хороших молодых специалистов, очень толковых.

Что касается современной молодежи в целом, то скажу: люди во все времена бывают неодинаковые. Разные по способностям и характеру: кто-то больше склонен заниматься сугубо исследовательской работой, а кто-то практической деятельностью. Разные в прилежании: кто-то трудолюбив, а кто-то, бывает, ленится. Разные по мотивации: кто-то учится, чтобы работать в избранной сфере, а кто-то просто хочет получить диплом… Однако молодежь надо учить и воспитывать, потому что за ней – наше будущее.

Основные публикации и патенты Н.А. Ночовной за последние годы:

  1. Panin P., Nochovnaya N., Kablov D. Crystallographic texture and elastic modulus anisotropy of titanium aluminides based alloys // Proc. of Int. Workshop on Gamma Alloy Technology (GAT’13) 11–14 июня 2013 г. (Тулуза, Франция).
  2. Alexeev E., Nochovnaya N., Panin P. Effect of thermomechanical treatment on properties variation of orthorhombic Ti2AlNb based alloys // Proc. of Int. Workshop on Gamma Alloy Technology (GAT’13) 11–14 июня 2013 г. (Тулуза, Франция).
  3. Ночовная Н.А., Скворцова С.В., Анищук Д.С., Алексеев Е.Б., Панин П.В., Умарова О.З. Отработка технологии опытного жаропрочного сплава на основе интерметаллида Ti2AlNb // Титан. 2013. №4(42).
  4. Nochovnaya N., Panin P., Alexeev E., Kablov D. On the problem of low-temperature ductility improvement of Ti-Al and Ti-Al-Nb based alloys // Proc. of Int. Symposium on Gamma TiAl Alloys (ISGTA’14) 16–20 фев. 2014 г. (Сан-Диего, США).
  5. Каблов Д.Е., Панин П.В., Ширяев А.А., Ночовная Н.А. Опыт использования вакуумно-дуговой печи ALD VAR L200 для выплавки слитков жаропрочных сплавов на основе алюминидов титана // Авиационные материалы и технологии. 2014. №2.
  6. Ночовная Н.А., Панин П.В. Анализ остаточных макронапряжений в сварных соединениях титановых сплавов разных классов // Труды ВИАМ.
    2014. №5.
  7. Ночовная Н.А., Панин П.В., Кочетков А.С., Боков К.А. Современные жаропрочные сплавы на основе гамма-алюминида титана: перспективы разработки и применения // Металловедение и ТОМ. 2014. №7(709).
  8. Nochovnaya N.A., Panin P.V., Kochetkov A.S., Bokov K.A. Modern refractory alloys based on titanium gamma-aluminide: prospects of development and application // Metal Science and Heat Treatment. 2014. Vol. 56. №7–8.
  9. Алексеев Е.Б., Ночовная Н.А., Скворцова С.В., Панин П.В., Умарова О.З. Определение технологических параметров деформации опытного жаропрочного сплава на основе интерметаллида Ti2AlNb // Титан. 2014. №2 (44).
  10. Panin P., Nochovnaya N., Kablov D., Alexeev E. Low-cost titanium alloys for titanium-polymer layered composites // Proc. of 29-th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences (ICAS’14) 7–12 сент. 2014 г. (Санкт-Петербург).
  11. Ночовная Н.А., Панин П.В., Алексеев Е.Б., Боков К.А. Экономнолегированные титановые сплавы для слоистых металлополимерных композиционных материалов // Труды ВИАМ. 2014. №11.
  12. Алексеев Е.Б., Ночовная Н.А., Панин П.В. Исследование структуры и фазового состава опытного жаропрочного сплава на основе интерметаллида Ti2AlNb в деформированном состоянии // Титан. 2014. №4(46).
  13. Алексеев Е.Б., Ночовная Н.А., Иванов В.И., Панин П.В., Новак А.В. Исследование влияния алюминия на фазовый состав и термомеханический режим изотермической штамповки интерметаллидного сплава ВТИ-4 // Технология легких сплавов. 2015. №1.
  14. Ночовная Н.А., Панин П.В., Алексеев Е.Б., Новак А.В. Закономерности формирования структурно-фазового состояния сплавов на основе орто- и гамма-алюминидов титана в процессе термомеханической обработки // Вестник РФФИ. 2015. №1(85).
  15. Ночовная Н.А., Панин П.В., Кочетков А.С. Возможность использования горячего изостатического прессования для модификации структуры нового интерметаллидного титанового гамма-сплава // Сб. трудов Международной конференции «Ti–2015 в СНГ». Межгосударственная ассоциация «Титан». 2015.
  16. Ночовная Н.А. Интерметаллидные титановые сплавы нового поколения // Сб. докладов конференции «Проблемы производства слитков и полуфабрикатов из сложнолегированных и интерметаллидных титановых сплавов» (30.10.2015 г.). М.: ФГУП «ВИАМ», 2015.
  17. Ночовная Н.А., Панин П.В., Кочетков А.С. Проблемы получения химически и структурно однородных слитков из жаропрочных сплавов на основе гамма-алюминида титана // Сб. докладов конференции «Проблемы производства слитков и полуфабрикатов из сложнолегированных и интерметаллидных титановых сплавов» (30.10.2015 г.). М.:  ФГУП «ВИАМ», 2015.
  18. Ночовная Н.А., Панин П.В., Филатов А.А., Засыпкин В.В. Устройство и принцип работы рентгеновского дифрактометра. Учебно-методическая разработка по курсу «Методы контроля и прогнозирования свойств новых материалов» // Издательский центр МАТИ, 2010.
  19. Ночовная Н.А., Панин П.В., Филатов А.А., Засыпкин В.В. Качественный рентгеноструктурный анализ. Учебно-методическая разработка по курсу «Методы контроля и прогнозирования свойств новых материалов». // Издательский центр МАТИ, 2010.
  20. Ночовная Н.А., Панин П.В., Филатов А.А., Засыпкин В.В. Расчет интегральной интенсивности рентгеновской дифракции. Учебно-методическая разработка по курсу «Методы контроля и прогнозирования свойств новых материалов» // Издательский центр МАТИ, 2010.
  21. Каблов Е.Н., Ночовная Н.А., Каблов Д.Е., Антипов В.В., Панин П.В., Кочетков А.С. Сплав на основе алюминида титана и изделие, выполненное из него (патент, заявка № 2015144209 от 15.10.2015 г.).
  22. Каблов Е.Н., Ночовная Н.А., Антипов В.В., Панин П.В., Боков К.А. Экономнолегированный титановый сплав (патент, заявка № 2015144214 от 15.10.2015 г.).

Интервью провел и подготовил для публикации кандидат филологических наук, доцент М.И. Никитин

11.11.2015