22 января 2016 года Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Евгений Николаевич Каблов, начальники научно-исследовательских отделений ВИАМ Ольга Геннадиевна Оспенникова и Денис Вячеславович Гращенков приняли участие в совещании по вопросу создания авиационного двигателя большой тяги. Мероприятие прошло в Рыбинске на базе НПО «Сатурн» под руководством директора Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Сергея Владимировича Емельянова.
В ходе совещания Евгений Каблов отметил, что для реализации приоритетных задач по созданию перспективного двигателя большой тяги, сформулированных Объединенной двигателестроительной корпорацией, головными КБ и отраслевыми институтами, в области материалов и новых производственных технологий накоплен значительный научно-технический задел при выполнении таких проектов, как ПД-14, ВК-2500М и многих других. «От этого задела нельзя отказываться – это будет преступлением, так как там использованы самые современные решения по целому ряду материалов нового поколения. При этом, опираясь на мировой опыт, в таком сложном изделии, как современный ГТД, безусловно, необходимо применение абсолютно новых материалов и технологий, которые обеспечат конкурентоспособность изделия, определив его востребованность на рынке. Только при таком подходе государство должно поддерживать этот проект», – подчеркнул руководитель ВИАМ.
Кроме того, Евгений Каблов в своем выступлении уделил особое внимание тесному сотрудничеству ВИАМ с предприятиями ОДК в рамках реализации важнейших программ.
В свою очередь Ольга Оспенникова сделала доклад, который был посвящен научно-техническому заделу в области материалов и технологий для создания двигателей большой тяги. Она, в частности, подробно рассказала о материалах и технологиях нового поколения, которые могут быть внедрены в детали и узлы перспективного двигателя, отметив, что «в развитых странах не финансируются проекты, предусматривающие применение менее 30% материалов нового поколения». Ольга Оспенникова также сообщила о новейших разработках института в области материаловедения, при этом добавила, что основным принципом создания материалов нового поколения является единство «материал-технология-конструкция».
По ее мнению, в современном двигателестроении все большую роль играют аддитивные технологии. «В ВИАМ создано аддитивное производство полного цикла, благодаря чему мы впервые в России смогли изготовить «боевую» деталь двигателя ПД-14 – завихритель фронтового устройства для камеры сгорания», – заявила Ольга Оспенникова. Кроме того, ВИАМ и ОАО «Авиадвигатель» проводят совместные работы по нескольким направлениям с применением аддитивных технологий.
Отметим, что ранее главный конструктор семейства двигателей ПД (ОАО «Авиадвигатель») Игорь Владимирович Максимов сообщил, что в линейке больших моторов базовым предполагается сделать ПД-35 с тягой 35 т. Для новой установки предполагается масштабировать газогенератор от ПД-14 с добавлением дополнительной ступени на выходе из компрессора высокого давления. На основе ПД-35 будут разработаны силовые установки с тягой 28 т (ПД-28) и 24 т (ПД-24). Первые два двигателя планируется предложить для двух- и четырехдвигательных вариантов перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера, последний – для широкофюзеляжного ближнесреднемагистрального самолета и перспективного тяжелого военно-транспортного самолета.