Ученые Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) создали алюминий-литиевые сплавы нового поколения, применение которых позволит снизить массу элементов конструкции самолетов на 15%.
На сегодняшний день алюминий-литиевые сплавы второго поколения 1420, 1441, (разработанные в конце ХХ века) применяются в самолетах Бе-103, Бе-200, Ту-204, а также в конструкции некоторых изделий военной авиационной техники и ракетоносителей.
Специалистами ВИАМ разработаны алюминий-литиевые сплавы В-1461, В-1469 третьего поколения, легированные РЗМ и обладающие повышенными характеристиками прочности и трещиностойкости при пониженной плотности в сравнении с традиционными алюминиевыми сплавами. Данные сплавы являются свариваемыми, что позволило впервые в отечественной практике получить фрагмент сварной панели крыла, выполненный сваркой трением с перемешиванием. Применение новых материалов в совокупности с прогрессивными технологиями сварки позволило не только обеспечить повышенные характеристики устойчивости конструкции, но и снизить ее массу на 10–15%.
Кроме того, на базе высокопрочного алюминий-литиевого сплава В-1469 реализована концепция гибридной панели крыла с использованием слоистых металлополимерных композиционных материалов, испытания которой показали возможность использования данных конструкций для повышения весовой эффективности при сохранении остальных эксплуатационных характеристик.
Предполагается применять эти современные материалы для создания силового набора перспективных изделий гражданской авиационной техники. Данные сплавы, наряду с применением других материалов нового поколения, позволят России создать конкурентоспособные авиалайнеры, не уступающие по своим летным характеристикам зарубежным аналогам.
Примечательно, что технология их выплавки освоена на Каменск-Уральском металлургическом заводе, способном производить до 1000 тонн данных сплавов в год.