13 марта 2014 года Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) провел научную конференцию «Современные тенденции развития лакокрасочных материалов и защитных покрытий», которая была посвящена 110-летию со дня рождения кандидата технических наук Михаила Яковлевича Шарова.
В рамках конференции с докладами выступили ученые и специалисты ведущих предприятий авиационной отрасли, работающие в области технологии лакокрасочных покрытий и защиты летательных аппаратов от коррозии и других воздействий внешней среды. В частности, они рассказали о новых лакокрасочных материалах, их свойствах и технологии применения в качестве антикоррозионных защитно-декоративных и функциональных покрытий для металлических и полимерных композиционных материалов, используемых в конструкциях летательных аппаратов, двигателей и приборов.
Отмечалась также важность использования российских лакокрасочных материалов и покрытий в авиакосмической сфере и других отраслях промышленности.
Со вступительным словом к собравшимся обратилась заместитель Генерального директора ВИАМ, кандидат технических наук Людмила Викторовна Семенова. Она поприветствовала участников мероприятия, отметив при этом, что одной из целей конференции, помимо обмена опытом, является обсуждение актуальных вопросов, связанных с разработкой и применением лакокрасочных материалов и защитных покрытий.
Далее Людмила Семенова выступила с докладом «Современные комплексные системы защиты конструкций из металлических, полимерных композиционных материалов и их соединений», в котором рассказала о тенденциях развития ЛКМ и защитных покрытий, а также разработках ВИАМ в этой области.
Главный научный сотрудник ВИАМ, доктор технических наук Эдуард Константинович Кондрашов рассказал о жизненном пути М.Я. Шарова и его работах в области создания лакокрасочных покрытий для защиты авиационной техники.
Тема доклада начальника сектора ВИАМ, кандидата технических наук Веры Аркадьевны Кузнецовой – «Влияние структуры полимерной матрицы грунтовочного покрытия на устойчивость к воздействию жидкостей».
Инженер ВИАМ Николай Игоревич Нефедов проанализировал российский рынок лакокрасочных материалов и тенденции его развития, а также рассмотрел тенденции в области конформных покрытий для защиты РЭА.
Представитель ВИАМ, кандидат технических наук Наталья Петровна Андреева подготовила доклад «Исследование стойкости лакокрасочных покрытий, предназначенных для окраски самолетов, к воздействию климатических факторов».
Инженер ВИАМ Елена Сергеевна Чумакова рассказала о защите от коррозии алюминиевых сплавов с использованием химического оксидирования.
Доклад представителя ФГУП «НИИ полимеров им. академика В.А. Каргина», кандидата химических наук Евгения Сидоровича Клюжина был посвящен состоянию и перспективам производства акриловых пленкообразующих полимеров для лакокрасочных материалов.
Инженер ВИАМ Алеся Александровна Козлова рассказала о влиянии наноразмерных частиц антикоррозионных пигментов на защитные свойства лакокрасочных покрытий.
Представитель ЗАО «НПК ЯрЛИ», кандидат технических наук Владимир Борисович Манеров посвятил свой доклад лакокрасочным материалам, выпускаемым его предприятием.
Инженер ВИАМ Андрей Леонидович Ботаногов предложил вниманию слушателей доклад «Подготовка поверхности титановых сплавов для повышения адгезии лакокрасочных покрытий».
Сотрудник ИПХФ РАН, доктор химических наук Эльмира Рашатовна Бадамшина представила доклад «Функционализированные фуллерены и эффективность их применения в лакокрасочных покрытиях».
Тема доклада начальника сектора ВИАМ Нины Евгеньевны Маловой – «Антикоррозионные сварочные составы для защиты нахлесточных сварных соединений алюминиевых сплавов и сталей».
Представитель РХТУ им. Д.И. Менделеева, кандидат химических наук Людмила Александровна Оносова рассказала о разработке антикоррозионных лакокрасочных материалов нового поколения для проведения окрасочных работ в неблагоприятных условиях.
Специалист ОАО «ОКБ им. П.О. Сухого» Дмитрий Александрович Лукьянычев рассказал о исследовании причин отказов электрорадиоизделий бортового оборудования авиационной техники.
Завершил конференцию доклад сотрудника ООО «Авиационные лакокрасочные технологии», кандидата химических наук Михаила Владимировича Дайнеко на тему «Удаление лакокрасочных покрытий».
Участники выразили искреннюю благодарность руководству ВИАМ за предоставленную возможность ознакомиться с интересными научными докладами и за высокий уровень организации мероприятия.
Отметим, что по итогам конференции было выработано решение.
***
Решение
Конференции «Современные тенденции развития лакокрасочных материалов и защитных покрытий»
Москва, ФГУП «ВИАМ», 13 марта 2014 г.
Заслушав и обсудив доклады по материалам и комплексным системам защиты металлических, полимерных композиционных материалов и их соединений для агрегатов, приборов и изделий авиационной техники (АТ) от коррозии, старения и биоповреждений, участники конференции отмечают:
− ФГУП «ВИАМ» обладает большим опытом в области разработки лакокрасочных материалов и современных систем защитных покрытий, а также проведения испытаний − в институте создана уникальная база данных по сравнительным свойствам материалов, покрытий, результатам ускоренных и натурных испытаний;
− за последние годы разработаны новые более эффективные лакокрасочные материалы, отвердители, пасты для обработки поверхности, смывки для удаления покрытий после эксплуатации и организовано их производство, однако разработчики изделий АТ, агрегатов и приборов проводят выбор материалов, покрытий, комплектующих на основании устаревших нормативно-технических документов, а применяемые средства защиты не обеспечивают установленные ресурсы работы изделий;
− выявлены факты бесконтрольного применения исходных компонентов, ЛКМ, смывок, изделий ЭРИ контрафактного и импортного производства;
− исследование свойств материалов, покрытий, комплектующих БРЭО только методами ускоренных испытаний не обеспечивает получения достоверной оценки сроков хранения и эксплуатации изделий во всеклиматических условиях.
На основании вышеизложенного участники конференции решили:
− для разработки эффективных систем защиты и обеспечения гарантированно обоснованного ресурса работы изделий необходимо создание национальной сети центров климатических испытаний материалов и конструкций в натурных условиях различных климатических зон;
− поручить ОКБ и предприятиям-изготовителям совместно с ФГУП «ВИАМ» разработать рекомендации по дополнительным мерам комплексной защиты изделий от коррозии, старения и биоповреждений с учетом особенностей условий эксплуатации и хранения изделий авиационной техники с применением новых материалов;
− поручить ФГУП «ВИАМ» совместно с ОКБ, предприятиями-изготовителями подготовить предложения по пересмотру и актуализации нормативной документации в интересах обеспечения эффективности средств и методов защиты от коррозии, старения и биоповреждений изделий АТ.