9 июня 2016 года Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) выступил организатором круглого стола «Материалы и производственные технологии нового поколения: настоящее и будущее», который прошел в рамках IV Международного форума технологического развития «Технопром».
Участники мероприятия обсудили современные методы получения высокотемпературных керамических материалов и покрытий для изделий авиационной техники. Рассмотрели вопросы внедрения аддитивных технологий и перспективы развития жаропрочных и конструкционных сплавов авиационного назначения.
Модератор круглого стола, начальник лаборатории ВИАМ, академик РАН Вячеслав Михайлович Бузник в своем выступлении рассказал о развитии аддитивных технологий в Российской Федерации.
По его словам, совершенствование любого производства невозможно без применения новых материалов, модернизации, инновационных разработок и экономии ресурсов. «Именно поэтому так важно сегодня использовать передовые аддитивные технологии, которые позволяют создавать детали высокого качества с наименьшими затратами, – отметил Вячеслав Бузник. – К преимуществам аддитивных технологий, прежде всего, можно отнести не только произвольность формы и качество изготавливаемых изделий, но и возможность моментально передать цифровую модель в любую точку земного шара, а при необходимости оперативно организовать локальное производство практически везде, где есть цифровые технологии».
«Начиная с 2001 года, рынок аддитивных технологий растёт 14 % в год. При этом доля России на этом рынке пока незначительна — 1,7 %. По прогнозам экспертов, до 2020 года темпы роста должны увеличиться до 19 %», - сообщил Вячеслав Бузник.
Докладчик также рассказал об опыте ВИАМ в создании и внедрении аддитивных технологий. «Для решения проблемы острой нехватки металлических порошковых композиций отечественных сплавов в нашем институте был организован замкнутый цикл аддитивного производства. Созданная инфраструктура позволяет в сжатые сроки разрабатывать технологии и изготавливать детали, отвечающие требованиям нормативной документации», – отметил академик РАН.
Он также напомнил, что в прошлом году специалисты ВИАМ впервые в России изготовили по аддитивной технологии с применением отечественной металлопорошковой композиции деталь перспективного авиационного двигателя ПД-14 – завихритель «фронтового» устройства камеры сгорания. «Данная работа проводилась в интересах индустриального партнера ОАО «Авиадвигатель» с применением принципиально новой аддитивной технологии, что позволило в 10 раз сократить трудоемкость ее изготовления и повысить коэффициент использования металла в 3-5 раз», – добавил Вячеслав Бузник.