26 мая 2015 года Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Евгений Николаевич Каблов принял участие в работе Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых и специалистов «Новые решения и технологии в газотурбостроении». Мероприятие проходит с 26 по 28 мая в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова и посвящено 85-летию ЦИАМ.
В ходе пленарного заседания конференции Евгений Каблов выступил с докладом «Материалы и производственные технологии нового поколения». В частности, он рассказал о стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года, а также разработке и внедрении материалов нового поколения в современные газотурбинные двигатели. «В настоящее время ключевую роль в конструкции ГТД играют никелевые и титановые сплавы (32% и 30% соответственно), но к 2025 году резко возрастет доля полимерных композиционных материалов и интерметаллидов, что позволит снизить массу конструкции двигателя до 40%», - сообщил Евгений Каблов.
По мнению руководителя ВИАМ, одним из самых перспективных направлений современного авиационного двигателестроения являются аддитивные технологии. В этой связи Евгений Каблов проинформировал собравшихся о созданном в ВИАМ аддитивном производстве полного цикла, благодаря чему специалисты института впервые в России изготовили по аддитивным технологиям с применением отечественной металлопорошковой композиции деталь перспективного авиационного двигателя ПД-14. «Мы смогли изготовить завихритель фронтового устройства камеры сгорания, который в полном объеме отвечает требованиям конструкторской документации», – отметил он, добавив при этом, что «цикл изготовления таких завихрителей в среднем в 10 раз меньше, чем по технологии литья по выплавляемым моделям».
Руководитель ВИАМ также рассказал о созданной в институте системе подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и педагогических кадров. «Мы стали одной из первых научных организаций в России, которая получила право осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры. Обучение в ВИАМ – это не только глубокие теоретические знания в области материаловедческих наук, но и практический опыт работы на современном оборудовании с использованием уникальных научных разработок института», – резюмировал Евгений Каблов.
Отметим, что в конференции приняли участие более 300 молодых ученых, специалистов предприятий и организаций аэрокосмической отрасли, студенты и аспиранты из более чем 50 профильных вузов, научно-исследовательских институтов и организаций Москвы, Перми, Казани, Уфы, Воронежа, Самары, Санкт-Петербурга, Омска, Рыбинска, Екатеринбурга и других городов России. В рамках научного форума рассматривались проблемы в области разработки новых технологий перспективных авиационных двигателей и наземных газотурбинных установок.
Следует добавить, что в ходе конференции с докладами выступили молодые ученые и специалисты ВИАМ.
СПРАВОЧНО
ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.