Начало и середина девяностых годов прошлого столетия в новейшей истории России отмечены кардинальными политическими и экономическими потрясениями. Этот сложный период характеризовался экономической нестабильностью, низкой инвестиционной активностью, спадом производства и высокими темпами инфляции.
В рамках радикальных преобразований, связанных с переходом к рыночной экономике, была начата масштабная приватизация государственного имущества. Кризис экономики, усугубляемый развалом оборонно-промышленного комплекса, привел к резкому сокращению заказов на научно-исследовательские, технологические и опытно-конструкторские работы как со стороны государства, так и промышленности в целом.
Носившие в ряде случаев разрушительный характер реформы поставили на грань выживания большинство научных организаций, в первую очередь НИИ различных отраслей промышленности. Отсутствие государственного заказа на исследования и разработки и, как следствие, недостаток финансовых и материальных ресурсов, в том числе бюджетного финансирования, явились одной из основных причин деградации научно-технической сферы: главным образом значительного ухудшения состояния материально-технических и опытно-экспериментальных баз, сокращения численности ученых, инженеров, технологов, конструкторов, проектантов и молодых специалистов.
Очевидно, что возникшие проблемы не могли быть решены без активного участия государства. В этих условиях по инициативе Министерства науки и технической политики Российской Федерации (Миннауки России) руководством страны были предприняты меры по сохранению наиболее крупных и известных исследовательских центров, ставших ядром научно-технического потенциала России, и дальнейшему их развитию применительно к новым социально-экономическим задачам.
Одной из таких мер явилось формирование системы государственных научных центров Российской Федерации (далее – ГНЦ РФ). Введение статуса ГНЦ РФ предполагало осуществление мер государственной селективной поддержки группе наиболее значимых научных организаций, деятельность которых была связана с научно-технологическим обеспечением развития важнейших отраслей промышленности и социальной сферы, в том числе оборонно-промышленного комплекса.
Правовой базой создания ГНЦ РФ явились Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. №939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» и постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. №1347 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации».
В соответствии с данным Указом Президента России целью создания ГНЦ РФ было сохранение в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развитие научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров.
Вышеуказанными документами было установлено, что присвоение статуса ГНЦ РФ не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы организаций, а означает их отнесение к объектам науки федерального значения с особыми формами государственной поддержки и обеспечения их деятельности.
Впоследствии квалификационные признаки, необходимые научной организации для получения статуса ГНЦ РФ, такие как наличие уникального опытно-экспериментального оборудования, научных работников и специалистов высокой квалификации, международное признание ее научной и научно-технической деятельности, были предусмотрены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Для реализации положений Указа Президента Российской Федерации и постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации государство приняло на себя обязательства по обеспечению деятельности научных организаций, получивших статус ГНЦ РФ. Положениями о государственном обеспечении ГНЦ РФ, утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, для каждой научной организации были определены конкретные задачи и функции ГНЦ РФ, а также закреплялись основные направления фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными, межведомственными соглашениями, договорами и другими документами (меморандумы, резолюции, протоколы) о научно-техническом сотрудничестве, подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров в соответствующих областях.
Указом Президента России и нормативными документами Правительства Российской Федерации предусматривалось финансирование за счет бюджетных средств следующих направлений деятельности ГНЦ РФ: проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в конкретных областях науки и техники, поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной, подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров, участие в международном научно-техническом сотрудничестве.
В результате экспертного отбора из 200 заявок были отобраны порядка 60 научных организаций, выполняющих исследования и разработки по различным направлениям научно-технической деятельности, которым в течение 1994 г. постановлениями Правительства Российской Федерации был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента России финансирование исследований и разработок, выполняемых научными организациями в соответствии со статусом ГНЦ РФ, первоначально осуществлялось Миннауки России в виде целевого бюджетного финансирования планов фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ (Планов) и программ прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических работ (Программ), а начиная с 1996 г. – по Планам и Программам в рамках специального раздела Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» на период 1996–2000 гг. (ФЦНТП). Формирование Планов и Программ ГНЦ РФ на 1999–2000 гг. проводилось на основе конкурсно-экспертного отбора проектов НИОКР, а с 2000 г. ГНЦ РФ перешли на контрактную систему организации и финансирования НИОКР.
Наряду с финансированием исследований и разработок, выполняемых ГНЦ РФ, также предусматривалось выделение средств на обновление опытно-экспериментальной и материально-технической базы, поддержание информационных ресурсов и др.
Следует отметить, что меры государственной финансовой поддержки всех указанных направлений были реализованы лишь частично в связи с ограниченными возможностями федерального бюджета.
Одной из действенных мер сохранения научно-технологического потенциала ГНЦ РФ явился запрет на приватизацию их имущества, установленный Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
По сути, начальный период деятельности ГНЦ РФ характеризовался мерами государственной поддержки, направленными в основном на сохранение научно-технического потенциала. Целевое бюджетное финансирование осуществлялось в основном в соответствии с утвержденными Планами и Программами, при этом обеспечивалось поддержание определенных научных направлений, а также самих научных организаций. Это позволило предотвратить их разрушение и, несмотря на общий кризис научной сферы, сохранить в целом высококвалифицированные научные кадры и уникальную опытно-экспериментальную базу ГНЦ РФ.
Таким образом, за период 1993–2000 гг. в основном была решена задача сохранения научно-технического потенциала ГНЦ РФ и были созданы предпосылки для его дальнейшего воспроизводства на расширенной основе.
Меры государственного регулирования позволили не просто обеспечить поддержку самих организаций, но сконцентрировать ограниченные бюджетные ресурсы на наиболее важных направлениях развития науки, технологий и техники.
В то же время активизировалась инновационная деятельность ГНЦ РФ и значительно возросли объемы внебюджетного финансирования технологических и опытно-конструкторских работ. Одновременно были проведены мероприятия по реструктуризации самих ГНЦ РФ, направленные в первую очередь на оптимизацию их системы управления как крупными исследовательскими комплексами.
Необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 18 мая 1998 г. №453 «О Концепции реформирования российской науки на период 1998–2000 годов» отмечалось: «Новый импульс следует придать развитию системы государственных научных центров, объединяющих основной научно-технический потенциал страны в области прикладных исследований. Необходимо более жестко связать объемы их государственного финансирования с уровнем и объемом выполняемых по государственному заказу работ. Огромная экспериментальная база, сосредоточенная в государственных научных центрах, должна при поддержке государства стать полигоном для активной инновационной деятельности, способным привлекать соизмеримые с государственными внебюджетные средства».
В 2001 году Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» на 2002–2006 гг., включающая в себя специальный раздел – блок III «Исследования и разработки, выполняемые государственными научными центрами», в рамках которого осуществлялось финансирование выполнения одной из основных функций ГНЦ РФ.
Целью НИОКР, выполняемых ГНЦ РФ, являлось создание и реализация научно-технического задела в области информационных технологий, электроники, авиакосмических технологий, материаловедения, биотехнологий, медицины, химических технологий, машиностроения, судостроения, атомной энергетики и др., обеспечивающего национальную безопасность в экономической, социальной, военной, экологической и других сферах.
В 2005 году изменилась структура федерального бюджета, в частности, ликвидирован раздел 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». В связи с выходом новой редакции ФЦНТП «Исследования и разработки…» (Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №540) и ликвидацией раздела «Исследования и разработки, выполняемые государственными научными центрами Российской Федерации», в 2005 году целевое бюджетное финансирование исследований и разработок, выполняемых научными организациями в соответствии со статусом ГНЦ РФ, было прекращено.
На сегодняшний день для ГНЦ РФ действует льгота по освобождению от налогообложения их имущества (п. 15 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации), а также принятые в соответствии с региональным законодательством льготы по освобождению или снижению платы за земельные участки, используемые для научной и научно-технической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. №939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» был утвержден Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, которым предусматривалось, что «Межведомственная координационная комиссия по научно-технической политике один раз в два года производит оценку деятельности каждого государственного научного центра Российской Федерации, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса и вносит соответствующие предложения в Совет Министров – Правительство Российской Федерации».
Вопросы оценки деятельности каждого ГНЦ РФ рассматривались Правительственными комиссиями по научно-технической политике (1997 г., 1999 г.), по научно-инновационной политике (2001 г.), по высоким технологиям и инновациям (2010 г.). В период 2004–2008 годов эту работу проводила Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике. В 2012 году оценка деятельности ГНЦ РФ осуществлялась межведомственной комиссией по технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
По итогам работы межведомственной комиссии по технологическому развитию вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. №797-р, которым статус ГНЦ РФ был сохранен 48 научным организациям различных форм собственности и организационно-правовых форм (в частности, учреждений – 12, ФГУП – 23, ОАО – 13), расположенным в 7 субъектах Российской Федерации.
ГНЦ РФ подведомственны различным федеральным органам исполнительной власти, таким как Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное космическое агентство, а также Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственным корпорациям «Росатом» и «Ростехнологии».
В 1995 году по инициативе государственных научных центров Российской Федерации с целью координации их деятельности, защиты прав и представления общих интересов ее участников была создана некоммерческая организация Ассоциация государственных научных центров «НАУКА» (Ассоциация «НАУКА»).
В задачи Ассоциации «НАУКА» входит осуществление взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, защита прав и законных интересов ГНЦ РФ, содействие ГНЦ РФ в продвижении технологий, поиске партнеров, инвесторов как внутри страны, так и за рубежом, организация и содействие в проведении симпозиумов, конференций, выставок, организация и содействие в проведении профессиональной учебы специалистов ГНЦ РФ.
Одним из основных направлений деятельности Ассоциации «НАУКА» является работа по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования ГНЦ РФ и его правового обеспечения, проводимая в тесном сотрудничестве с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Ассоциация «НАУКА» принимает активное участие в работе по законодательному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности, подготовке методических и аналитических материалов по вопросам совершенствования и управления научно-технической сферы.
В настоящее время система ГНЦ РФ объединяет научные организации России, представляющие собой крупные научно-технологические комплексы, выполняющие, как правило, полный цикл работ – от фундаментальных и поисковых исследований до создания и освоения промышленных технологий. ГНЦ РФ располагают значительными материальными и трудовыми ресурсами, мощным научно-техническим потенциалом, уникальной опытно-экспериментальной базой, что составляет основу для осуществления инновационной деятельности, в том числе по получению на основе собственных разработок наукоемкой высокотехнологичной продукции как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
Важнейшими направлениями научно-технической деятельности ГНЦ РФ, обеспечивающими решение экономических и социальных задач, включая вопросы национальной безопасности страны, являются: ядерная физика, атомная наука и техника, химия и новые материалы, опто- и фотоэлектроника, информатика и приборостроение, биотехнологии, вирусология и медико-биологические проблемы, робототехника и машиностроение, транспорт, космос и авиация, судостроение, навигация и акустика, электротехника, металлургия, метеорология, селекция растений.
ГНЦ РФ представляют собой сложные имущественные и инженерные комплексы, оснащенные уникальным научно-технологическим оборудованием, стендами и установками национальной значимости: комплексы исследовательских реакторов и термоядерных установок, комплексы государственных эталонов Российской Федерации, аэродинамические и гидродинамические трубы, глубоководные опытные бассейны, установки для изучения противовирусных и вакцинных препаратов и для работы с биологическим материалом, инфицированным вирусом СПИД, летающие научно-исследовательские лаборатории, испытательные полигоны радиоастрономических комплексов и пр., стенды для получения и испытания новых материалов, исследования робототехнических систем и др.
В 2012 году выполненный объем работ, услуг превысил 90 млрд рублей (увеличение к объему 2011 г. на 17,9%), объем «исследований и разработок» – 73,8 млрд рублей (прирост к 2011 г. – 20,9%). Общая численность работников, выполняющих исследования и разработки, – более 55 тыс. человек, в том числе 40,7% из них – исследователи, более 100 членов РАН и других государственных академий наук, более 7000 докторов и кандидатов наук. Численность исследователей в возрасте до 39 лет составляет около 33% от числа исследователей. При этом следует отметить рост количества исследователей в возрастных группах до 29 лет, до 39 лет и до 49 лет. Общее количество полученных и поддерживаемых патентов (свидетельств), а также секретов производства (ноу-хау), оформленных в режиме коммерческой тайны, – более 6000 единиц. Среднегодовая стоимость основных фондов (средств) ГНЦ РФ составила более 83 млрд рублей. ГНЦ РФ обладают финансовой устойчивостью для осуществления стабильной деятельности.
Особенностью ГНЦ РФ является органичное сочетание фундаментальных, прикладных исследований и разработок (см. таблицу). В этом смысле проводимые ГНЦ РФ фундаментальные исследования возможно определить как ориентированные фундаментальные исследования. Именно это позволяет на практике реализовать взаимосвязь с промышленностью, обеспечить цикл непрерывной подготовки специалистов высокой квалификации в конкретных отраслях, в том числе на основе интеграции с академическим и вузовским секторами науки.
Структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ и секторам деятельности (%) за два года
Сектор деятельности |
Фундаментальные исследования |
Прикладные исследования |
Разработки |
|||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
|
РАН |
80,10 |
82,85 |
13,06 |
12,06 |
6,84 |
5,09 |
ГНЦ РФ |
14,5 |
12,21 |
50,98 |
50,22 |
34,53 |
37,56 |
Высшее профессиональное образование |
32,07 |
31,74 |
41,84 |
45,05 |
26,08 |
23,21 |
Исследования и разработки, выполняемые государственными научными центрами Российской Федерации, реализуются в рамках почти 30 целевых программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы», Государственный оборонный заказ, «Национальная технологическая база на 2007–2011 годы», «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 гг. и на период до 2015 года», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года», «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы, «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», «Мировой океан» и т. д.
Государственные научные центры Российской Федерации осуществляют свою научную, научно-техническую и инновационную деятельность в рамках Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и критических технологий Российской Федерации. Практически каждый ГНЦ РФ выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы одновременно по нескольким Приоритетным направлениям и критическим технологиям. Так, по направлению «Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники» свою деятельность позиционируют 35 ГНЦ РФ, «Индустрия наносистем» – 32, «Рациональное природопользование» – 31, «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» – 30 и т. д.
Результаты исследований и разработок реализуются в важнейших инновационных проектах, в том числе государственной значимости: «Разработка технологий и создание средств контроля и коррекции функциональных резервов организма человека», «Внедрение новых методов и технологий гидрометеорологического прогнозирования в оперативно-прогностическую деятельность Росгидромета», «Подготовка и проведение 500-суточного эксперимента, моделирующего полет к Марсу», «Создание металлургического комплекса на базе мощного экструзионно-штамповочного суперпресса усилием 800 МН» и др.
Общее число публикаций в 2012 году составляет порядка 5500 единиц, при этом необходимо учитывать, что публикационная активность ГНЦ РФ непосредственно связана со спецификой каждого конкретного института (характер проводимых исследований, участие в реализации гособоронзаказа и спецтематики). ГНЦ РФ приняли участие в почти 3000 различных конференциях и симпозиумах, почти в 300 выставках и ярмарках.
ГНЦ РФ активно взаимодействуют с институтами РАН и других государственных академий наук. Более 100 научных организаций государственных академий наук (РАН, РАМН, РАСХН) имеют программы совместных исследований с государственными научными центрами Российской Федерации. Это Институт физики металлов УО РАН, Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля, Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН, Институт молекулярной генетики, Институт прикладной математики им. Келдыша, Институт физики атмосферы, Институт катализа им. Г.К. Борескова и многие другие.
Ученые ГНЦ РФ входят в состав Ученых советов институтов РАН, редколлегий периодических журналов, издаваемых РАН, участвуют в авторских коллективах, образованных для подготовки монографий.
ГНЦ РФ обеспечивают цикл непрерывной подготовки специалистов высокой квалификации, в том числе на основе интеграции с академическим и вузовским секторами науки.
В ГНЦ РФ и вузах (МГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГХТИ и др.) созданы более 200 научно-образовательных структур (базовые кафедры, научно-образовательные центры, совместные лаборатории и др.), функционируют 182 научных и научно-педагогических школы. Ученые и ведущие специалисты ГНЦ РФ ведут преподавательскую работу в высших учебных заведениях, являются заведующими кафедр, профессорами, руководят подготовкой аспирантов и дипломников. Активно развивается сотрудничество ГНЦ РФ с высшими учебными заведениями, научными организациями и промышленными предприятиями различных регионов Российской Федерации. В 2012 году количество имеющихся соглашений с вузами составило порядка 160 единиц. ГНЦ РФ активно участвуют в создании на базе этих соглашений научно-образовательных центров, являющихся сегодня одним из элементов инновационной инфраструктуры.
ВИАМ имеет центры подготовки научных и инженерных кадров на основе совместных базовых кафедр с МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАТИ–РГТУ им. К.Э. Циолковского, МГВМИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГУ им. Н.П. Огарева, НИУ «Высшая школа экономики», НИУ «МАИ»; 12 научных школ, имеющих международное признание.
ГНЦ РФ ВЭИ заключил соглашение с Дагестанским государственным техническим университетом (ФГБОУ ВПО «ДГТУ») о совместной деятельности, в рамках которого создан Научно-образовательный центр (НОЦ) «Энергосберегающие и энергоэффективные технологии в электротехнике и электронике». Целью создания НОЦ является развитие и координация научно-исследовательских работ и учебного процесса университета по приоритетному направлению «Энергетика и энергосбережение». Деятельность НОЦ осуществляется на базе кафедр ФГБОУ ВПО «ДГТУ» и научно-технических центров ФГУП ВЭИ.
В НПК «Технологический центр» созданы и успешно работают Научно-образовательный центр по микро- и наноэлектронике и микро- и наносистемной технике (с 2008 г.), Научно-образовательный центр по микроэлектронным и МЭМС/НЭМС технологиям в области живых систем («МЭМС-Биотехнологии», с 2009 г.). Основными направлениями центров являются: нанотехнология в электронике; материалы микро-, нано- и оптоэлектроники; электронная компонентная база; микро- и наносистемная техника; микроэлектронная аппаратура; энергосберегающие технологии.
На базе ЦНИИ КМ «Прометей» и Санкт-Петербургского государственного морского технического университета в 2006 году созданы Научно-образовательный центр «Новые материалы и современные технологии их получения» и базовая кафедра «Материаловедение в машиностроении».
Для дальнейшей подготовки кадров высшей квалификации в ГНЦ ИФВЭ создан научно-образовательный центр, включающий 6 кафедр МГУ, МИФИ, МФТИ и филиала «Протвино» университета «Дубна». Преподавательскую работу на кафедрах ведут высококвалифицированные ученые и специалисты ГНЦ ИФВЭ. Непосредственно в ГНЦ ИФВЭ студентам также предоставлена возможность обучения в Центре дистанционного мониторинга экспериментов на Большом адронном коллайдере.
Примеры такого сотрудничества имеются почти в каждом ГНЦ РФ.
Подготовка высококвалифицированных кадров в ГНЦ РФ осуществляется посредством аспирантур, имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования. В государственных научных центрах функционирует 63 совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук, численность аспирантов и докторантов – почти 1500 человек.
В подавляющем большинстве ГНЦ РФ работают на постоянной основе Советы молодых ученых и специалистов и различные молодежные объединения (комиссии, секции, отделения при НТС). Действующие во многих ГНЦ РФ Программы поддержки молодых ученых и специалистов предусматривают меры их материального и морального стимулирования, в частности, дополнительные ежемесячные доплаты, персональные надбавки, единовременные премиальные выплаты, стипендии студентам и аспирантам и др. В ряде ГНЦ РФ ежегодно проводятся конкурсы на лучшие работы среди молодых ученых и специалистов.
Результаты исследований и разработок ГНЦ РФ высоко оцениваются органами государственной власти. Лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2011 год стал академик РАН Р.М. Хаитов, директор ГНЦ РФ «Институт иммунологии». В 2012 году лауреатами Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий стали руководители и сотрудники трех ГНЦ РФ (Я.И. Штромбах, заместитель директора НИЦ «Курчатовский институт» по направлению ядерные технологии – директор Курчатовского центра ядерных технологий; Г.П. Карзов, заместитель генерального директора по научной работе ЦНИИ КМ «Прометей», А.В. Дуб, директор НПО «ЦНИИТМАШ»).
Лауреатами премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых (премии присуждаются по 4-м работам ежегодно) за 2010 год стали 2 сотрудника ВИАМ, в 2011 году – 1 сотрудник ЦНИИ КМ «Прометей».
Лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (ежегодно присуждается 30 премий) в 2010 году стали 27 сотрудников 9-ти ГНЦ РФ (отмечено 9 работ ГНЦ РФ), в 2011 году – 19 сотрудников 7-ми ГНЦ РФ (отмечено 7 работ), в 2012 году – 15 специалистов 6-ти ГНЦ РФ (отмечено 5 работ).
Лауреатами премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых (ежегодно присуждается 7 премий) в 2010 году стали 3 сотрудника ЦНИИЧермет, в 2011 году – 4 сотрудника ЛИИ им. М.М. Громова.
ГНЦ РФ активно участвуют в международном научно-техническом сотрудничестве, являются членами большого количества международных организаций (МАГАТЭ, Международного союза материаловедческих обществ, Комиссии Европейских сообществ, Всемирной метеорологической организации и др.), продолжают наращивать свое сотрудничество со странами СНГ (Беларусь, Казахстан, Украина, Туркменистан). ГНЦ РФ ведут научно-техническое сотрудничество с зарубежными организациями и крупнейшими фирмами Германии, США, Франции, Норвегии, Китая, Индии, Финляндии, Японии, Южной Кореи, Польши, Англии, Канады и др. При этом интеграционные процессы осуществляются в различных формах и на основе межгосударственных, межведомственных соглашений, а также по прямым связям в научно-производственной сфере.
Важнейшая черта ГНЦ РФ – межведомственный характер проводимых ими исследований и разработок, обеспечивающих потребности сразу многих отраслей оборонно-промышленного комплекса и гражданского сектора экономики.
Из утвержденных Правительственной комиссией по науке и высоким технологиям 30-ти технологических платформ (ТП) ГНЦ РФ являются координаторами по четырем («Новые полимерные композиционные материалы и технологии», «Авиационная мобильность и авиационные технологии», «Материалы и технологии металлургии», «Биоэнергетика»), сокоординаторами по двум («Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение», «Освоение океана») и участниками 26-ти технологических платформ. В реализации ряда технологических платформ принимают участие одновременно несколько ГНЦ РФ; так, например, в ТП «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение» участвуют 8 ГНЦ РФ, «Медицина будущего» – 7 и т. д.
Научные организации, которым Правительством Российской Федерации присвоен статус ГНЦ РФ, имеют опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба. ГНЦ РФ активно принимают участие в разработке и реализации концепций, стратегических программ отраслей, отдельных направлений деятельности. Например, «Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», «Стратегии обеспечения единства измерений до 2015 года», Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2013–2020 годы), Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) и др.
Деятельность ГНЦ РФ в значительной степени связана с исследованиями и разработками, имеющими стратегическое значение для национальной безопасности, в первую очередь для нужд оборонно-промышленного комплекса. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» Правительство Российской Федерации должно обеспечить «…динамичное развитие прорывных высоко рискованных исследований и разработок, фундаментальной науки и реализации прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе с участием Российской академии наук, государственных научных центров и ведущих университетов».
В соответствии с поручением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, рассмотревшей в декабре 2010 года деятельность ГНЦ РФ за 2008–2010 гг., были подготовлены Программы реализации функций каждого ГНЦ РФ, связанные с разработкой и выполнением работ по конкретным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, критическим технологиям Российской Федерации, а также инновационным проектам национальной значимости.
В рамках реализации указанных программ на ГНЦ РФ возложены дополнительно новые функции: прогнозно-аналитическая деятельность в области одной или нескольких критических технологий; проведение экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационных проектов; координация в рамках отрасли проектов создания крупных объектов научной инфраструктуры; введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот; развитие научной и инновационной структуры на базе ГНЦ РФ, включая создание и развитие центров коллективного пользования, уникальных установок и приборной базы и др.
«Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий, в том числе создание национальных исследовательских центров по приоритетным научно-технологическим направлениям, формирование с участием государственных академий наук и государственных научных центров институтов инновационного развития, располагающих новыми научными знаниями, расширение участия вузов в научных исследованиях и разработках, совершенствование национальной системы оценки результативности и эффективности деятельности научных организаций и их подразделений с учетом лучших зарубежных практик в данной сфере и др.
Решение поставленных задач может быть обеспечено только на основе усиления интеграции ГНЦ РФ с академическим и вузовским секторами науки и производством, что создаст необходимые предпосылки для построения инновационной экономики.
Для РАН и других государственных академий наук значение взаимодействия с ГНЦ РФ состоит в том, что они привлекаются к решению задач с ярко выраженной инновационной направленностью, с хорошей инженерной проработкой, обеспечиваемой отраслевиками. У ГНЦ РФ появляется доступ к глубоким фундаментальным исследованиям академических институтов.
Взаимодействие может реализовываться на долговременной основе в рамках структур, объединяющих представителей академических, вузовских, отраслевых, производственных организаций, и бизнеса, работающих в определенных сегментах производства и рынка.
Для успеха исследований и технологических разработок чрезвычайно важна роль ГНЦ РФ. Созданные с целью сохранения ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров, они остаются одной из важнейших составляющих государственного сектора науки.
ГНЦ РФ обладают уникальной исследовательской, производственной и испытательной базой, и можно смело утверждать, что сейчас они в наибольшей степени отвечают требованиям инновационного развития. В сотрудничестве с организациями РАН и других государственных академий, ведущими университетами и крупнейшими отраслевыми научными организациями ГНЦ РФ создают и реализуют серьезный научно-технологический задел по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Достигается это на основе четкой и понятной системы планирования и взаимного увязывания комплекса фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок.
Опыт прошедших лет показал, что именно создание ГНЦ РФ позволило сохранить и даже приумножить потенциал российской науки. Именно ГНЦ РФ проводят фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, ориентированные на развитие и реализацию приоритетных направлений, могут осуществлять прогнозно-аналитическую деятельность, направленную на получение объективной оценки состояния и перспектив развития определенных направлений науки, технологий и техники, участвовать в создании информационных ресурсов и баз данных научно-технической и патентной информации, обес-печивать усиление взаимосвязи между научно-технической сферой и промышленностью.
ГНЦ РФ способны осуществлять подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных и инженерных кадров, в частности, посредством интеграции с академической и вузовской наукой, принимать участие в работе по техническому регулированию, стандартизации и сертификации, содействовать коммерциализации и вовлечению в хозяйственный оборот результатов исследований и разработок, участвовать в международном научно-техническом сотрудничестве.
ГНЦ РФ призваны сыграть ключевую роль в активизации инновационной деятельности и коммерциализации научно-технических результатов, в содействии развитию малого инновационного бизнеса, стать организационными, инфраструктурными центрами сети малых предприятий, занимающихся исследованиями, разработкой, внедрением и оказанием разнообразных услуг в сфере науки и технологий.
Научно-технические, экономические, организационные и правовые особенности системы ГНЦ РФ создают объективные предпосылки отработки и широкого практического использования прогрессивных принципов, методов и форм осуществления государственной политики в области развития науки, технологий и техники, соответствующих требованиям современной экономики инновационного типа.