1420-ТГ1 (ТВ1) – самый легкий (d=2,47 г/см3) коррозионностойкий высокомодульный (Е=78 ГПа) свариваемый сплав на базе системы Al–Mg–Li; применяется в виде штамповок (σв≥420 МПа, σ0,2≥270 МПа, δ≥9%); предназначен для использования в конструкции самолетов (сварные герметичные отсеки, окантовки иллюминаторов, люки и лючки, компоненты кабины и др.) и корпусах ракет. Применение сплава позволяет снизить массу клепаной конструкции до 12%, сварной – до 24%. Применен в конструкции самолетов Як-36, Як-38, МиГ-29М, Су-27, Як-42, Ту-204.
1424-ТГ1 – среднепрочный (σв≥430–460 МПа) свариваемый коррозионностойкий сплав (улучшенная модификация сплава 1420) пониженной плотности (d=2,54 г/см2), термически стабильный, с повышенными характеристиками трещиностойкости (Kсу =100 МПа при В=400 мм; СРТУ: dl/dN=1,6 мм/кцикл при ΔK=31 МПа√м) и малоцикловой усталости для сварных и клепаных конструкций авиакосмической техники. Листы из сплава 1424-БТ обладают эффектом сверхпластичности: δ=500–800%. Сплав отличается повышенной технологичностью при сварке различными методами: СТП (сварка трением с перемешиванием), ААрДЭС, ЭЛС (σв.св/σв=0,75–0,8 в зависимости от способа сварки). Освоено производство листов, тонких плит, прессованных профилей и панелей.
Штамповка – окантовка иллюминатора
из сплава 1420-ТГ1
Прессованная панель из сплавов 1424 и В-1461
Для прессованных профилей и панелей из сплава 1424-ТГ2 применяется энергоэффективная, ресурсосберегающая технология закалки на желобе пресса.
В-1461-Т1 – высокопрочный (σв≥540–560 МПа) коррозионностойкий свариваемый сплав системы Al–Cu–Li–Mg–Zn пониженной плотности (d=2,63 г/см3) с повышенными характеристиками вязкости разрушения: на плитах толщиной 40–80 мм – K1c≥46 МПа√м, с температурой эксплуатации до 150°С. Освоены производство листов холодной рулонной прокаткой (толщиной от 0,8 мм), плит, прессованных профилей и панелей; технологии сварки ААрДЭС, ЭЛС, ЛС, СТП. Рекомендуется для элементов обшивки и силового набора планера.
Сплавы этой системы и многоступенчатые режимы термомеханической обработки перспективны для создания высокопрочных (σв≥550 МПа) алюминийлитиевых сплавов с высокой вязкостью разрушения.
В-1469-Т1 – высокопрочный высокомодульный (σв≥580–600 МПа, σ0,2≥540–560 МПа, δ≥8%, Е=78–80 ГПа) коррозионностойкий (σкр=400 МПа) свариваемый (σв.св/σв>0,7) сплав пониженной плотности (d=2,67 г/см3) системы Al–Cu–Li–Mg с добавками Sc и Ag. Технологичен при литье и обработке давлением, что позволяет получать из него все виды полуфабрикатов, в том числе листы холодной рулонной прокаткой. Освоено промышленное производство листов толщиной 0,8–3,0 мм, плит толщиной 25–80 мм, прессованных профилей различного сечения. Рекомендуется для элементов планера, работающих на сжатие длительно во всеклиматических условиях до температур 150°С (лонжероны, балки и другие детали фюзеляжа).
Тонкие листы толщиной 0,3–0,4 мм из сплавов В-1469 и 1441 перспективны для создания высокопрочных слоистых металлополимерных материалов.
Свойства алюминийлитиевых высокопрочных сплавов пониженной плотности
Свойства алюминийлитиевых высокопрочных сплавов пониженной плотности
Сплав |
?в |
?0,2 |
d, г/см3 |
СРТУ*: dl/dN, мм/кцикл |
K1с, МПа?м |
РСК, балл |
КР: ?кр, МПа |
МПа |
В-1461-Т1 |
?540–560 |
?490–510 |
2,63 |
1,67 |
?46 |
2–4 |
350 |
В-1469-Т1 |
?580–600 |
?540–560 |
2,67 |
2,5 |
?30 |
В95о.ч.-Т2 (базовый) |
?500–540 |
?420–460 |
2,81 |
3,00 |
?34 |
2–4 |
170 |
*Скорость роста трещины усталости (при ?K=31 МПа?м; ?=10 Гц).
1441-Т1 – среднепрочный высокоресурсный алюминийлитиевый сплав системы Al–Li–Mg–Cu (σв≥410 МПа, d=2,59 г/см3, СРТУ: dl/dN=1,4 мм/кцикл при ΔK=31 МПа√м). Технологичен при обработке давлением, что позволяет получать из него холодной рулонной прокаткой плакированные и неплакированные листы толщиной до 0,3 мм. Освоено производство листов, плит, прессованных профилей и панелей. Рекомендуется для обшивки фюзеляжа и внутреннего силового набора. Применен в качестве обшивочных листов для самолетов Бе-200, Бе-103.
Катаные полуфабрикаты из высокоресурсного сплава 1441 перспективны для создания биметаллических материалов с повышенной трещиностойкостью.
Свойства среднепрочных высокоресурсных сплавов
Свойства среднепрочных высокоресурсных сплавов
Сплав |
Вид полуфабриката |
d, г/см3 |
Е,ГПа |
?0,2, МПа |
МЦУ*: Nср, кцикл |
СРТУ**: dl/dN, мм/кцикл |
1441-Т1 |
Лист |
2,59 |
79,5 |
?305 |
170 |
1,2–1,4 |
Плита |
?355 |
300 |
1163-Т/Т7 (базовый) |
Лист |
2,78 |
72,0 |
?270 |
140 |
1,7–1,8 |
Плита |
?315/340 |
220 |
* Малоцикловая усталость (при ?max=157 МПа; ?=5 Гц; R=0,1; Kt=2,6).
**Скорость роста трещины усталости (при ?K=31 МПа?м; ?=10 Гц).